Ирина Иванова
Консультация для родителей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В результате такой работы к 4-5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.
Публикация «Консультация для родителей „Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Трудность овладения правильным произношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин :
1. Несформированность фонематического слуха (трудности различения некоторых сходных звуков на слух);
2. Выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твёрдого нёба);
3. Недостаточная подвижность губ и языка (вследствие органического поражения центральной нервной системы);
4. Отсутствие правильного образца для подражания.
Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из следующих вариантов:
Полное отсутствие звука. В этом случае ребёнок говорит ыба вместо рыба или ампа вместо лампа. Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полностью совпадает с «возрастным косноязычием», но в отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет).
Полная замена одного звука другим, обычно более простым по артикуляции. В этом случае ребёнок говорит лыба вместо рыба и суба вместо шуба.
Смешение в речи двух правильно произносимых звуков. При этой разновидности неправильного звукопроизношения ребёнок, умеющий правильно произносить оба звука не всегда верно употребляет их в речи (говорит то рыба, то лыба, то суба, то шуба и т. п.)
Искажённое произношение звука. Классическим примером является «картавое» Р. В этом случае звук не отсутствует в речи ребёнка и не заменяется другим звуком – ребёнок произносит именно звук Р, но произносит его искажённо. Сюда же относится «хлюпающее» и «шепелявое» произношение звуков.
Очень важно до конца понять, что этот последний вид нарушений звукопроизношения, в отличие от первых трёх, ни в каком возрасте не может быть отнесён к «возрастному косноязычию». Это объясняется тем, что он во всех без исключения случаях бывает вызван какими-то особыми причинами, а не только возрастным несовершенством речевого аппарата ребёнка. Именно эти причины и мешают «пройти с возрастом» имеющимся у него особенностям в произношении звуков. Иными словами, возрастной нормой звукопроизношения до определенного возраста можно считать только полное отсутствие звука или его полную замену другим звуком. Но после 5-6 лет и эта «норма» уже перестаёт быть таковой и переходит в разряд патологии, тем более что именно звуковые замены в дальнейшем отражаются на письме.