людмила малина
Консультация для родителей «Игры для развития внимания»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе направленные на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки.
Предлагаемые нами упражнения не требуют от родителей больших затрат времени и подготовки. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задания можно видоизменять, дополнять, начав заниматься, в большинстве случаев вы сами сможете придумывать аналогичные. Упражнения не следует выполнять по порядку, выбирайте сначала те, которые более интересны Вам и Вашему ребёнку. Если какое-то упражнение не пошло, не давите на ребёнка, найдите другое подобное, придумайте аналогичное сами, либо вернитесь к этому через какое-то время.
Публикация «Консультация для родителей „Игры для развития внимания“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Четвертый лишний.
Можно выкладывать предметы, показывать картинки, для детей постарше – просто называть слова. Назвать, что не подходит к трём остальным словам. Почему?
• Яблоко, груша, картофель, слива
• Шапка, брюки, пальто, сапоги
• Чашка, ваза, миска, ложка
• Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка
• Придумайте сами
Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих, и лев (не домашнее животное).
Простые вопросы:
• Кто больше – кот или коза?
• Днём светло, а ночью?
• Небо голубое, а трава?
• Яблоки, груши, сливы – что это? Шкаф, стол, диван?
• Маленький кот – котёнок, маленькая собака?
• Почему у всех автомобилей тормоза?
• Чем похожи молоток и топор? Кошка и мышка?
• Чем различаются гвоздь и винт?
Развиваем память.
Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребёнок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно.
• Дом, солнце, ворона, часы, карандаш
• Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка
• Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка
• Придумайте сами
Научите ребё нка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.
Развитие общей координации и точности движений.
а) игра с мячом «Съедобное – несъедобное» (съедобное ловим, несъедобное отталкиваем, а также любые другие игры и упражнения с мячом;
б) игра «Зеркало» : ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); передайте роль ведущего ребенку, пускай сам придумывает движения;
в) игра в «Тир» : попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера.
Знакомство.
Предложите ребёнку рассказать о себе так, как бы он сделал это, представляясь незнакомому человеку.
Игра «Пожалуйста».
Ребёнок повторяет движения за взрослым, но выполнять должен только те, которые предлагаются после обращения «пожалуйста» : «пожалуйста, присядь».
Чего не хватает?
Перед ребёнком выкладываются картинки (или игрушки) – до 10 шт. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребёнок легко замечает исчезновение или перемещение 1-3 игрушек.
«Да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть.
Задавайте простые вопросы: «Ты любишь конфеты?», «Какого цвета снег?». Ребёнок должен отвечать, не говоря слов «да», «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок – уровень самоконтроля достаточно высок.
Развиваем речь.
Просите ребёнка пересказывать короткие рассказы, сказки, мультфильмы. Ребёнок будет учиться согласовывать слова, правильно строить предложения, соблюдать логику рассказа (начало, середина, конец).
Развиваем фонематический слух :
а) «назови лишнее слово». Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него скажите другое, похожее. Ребё нок должен услышать и назвать это другое слово:
• Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора
• Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос
• Коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса
• Саша, Саша, Саша, Даша, Саша, каша, Саша
Если ребёнок ошибается, произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия.
б) «назови звуки». Ребё нок должен назвать первый и последний звуки в словах: стол, кошка, автобус, улитка…
Игра «Пантомима».
Предложите ребёнку с помощью разнообразных поз, движений тела показать, как выглядят: добрый учитель; злой учитель; отличник; ученик, который плохо учится; не хочет идти в школу; старательно делает уроки; внимательный; невнимательный; боится отвечать; с удовольствием идёт в школу. Кого приятнее показывать? Предложите другие задания, не связанные со школой.
Мои достоинства.
На большом листке бумаги напишите вместе с ребёнком список его достоинств. Прочитайте это другим взрослым, пускай добавят ещё какие-то достоинства. Список положите на видном месте. Регулярно перечитывайте его и дополняйте.
Лесенка. Нарисуйте лесенку из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребёнка (фигурку мальчика или девочки можно вырезать из бумаги). Попросите ребёнка представить, что на ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, на самой верхней - самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, на самой нижней ступеньке – самые плохие дети. На какую ступеньку ты поставишь себя? На какой хотел бы быть? На какую ступеньку тебя поставили бы мама, папа, бабушка?
Противоположные слова.
Предложите ребёнку называть противоположные слова к тем, что вы будете произносить. Например, зима – лето, высокий – низкий, холодно – жарко, мокрый - сухой. Если у ребёнка получается, попробуйте называть более сложные слова, обозначающие чувства, качества, состояния (весёлый – грустный, жадный – щедрый, замерзающий - тающий).
Наблюдательность. Предложите ребёнку внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, а потом отвернуться и описать его. Так можно обращать внимание на прохожих, пассажиров в транспорте, вспоминать знакомых. Попросите вспомнить, что встречается по дороге в детский сад, магазин и т. д. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Сходство и различие. Предложите ребёнку сравнить (чем похожи и чем отличаются) между собой различные предметы и понятия. Для дошкольника это должны быть хорошо знакомые предметы (можно использовать картинки, сами предметы) : молоко и вода, машина и трамвай, яблоко и помидор…
Развиваем моторику.
1. На листике в клеточку начните рисовать по линиям простой узор. Ребёнок должен закончить.
2. «Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом – дом (зайчик – морковка, и т. п.). Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.
3. «Парашютисты». В верхней части листа рисуются несколько точек (парашютисты, внизу – небольшой круг (место их приземления). Надо точными движениями, прямыми линиями сверху вниз посадить своих парашютистов.
4. «Попади в точку». Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребёнка на 10-15 сантиметров от листа, а затем предлагает ребёнку попасть кончиком карандаша в точку.
5. Нанизываем бусы, застёгиваем и расстёгиваем пуговицы, кнопки, крючки.
6. Вырезаем из бумаги, делаем аппликации, лепим из пластилина, рисуем, выкладываем узоры из фасоли и круп.
7. Очень желательны книжки – раскраски, мелкие конструкторы, мозаика.
8. Лепка из глины и пластилина.
Зоопарк на прогулке. Дети изображают любимых животных, имитируют их походку, поведение, характер. В какое животное хотели бы превратиться в волшебной стране?
Три желания. Ребёнок рассказывает, что бы он пожелал, если бы поймал золотую рыбку (нашёл волшебную палочку). Почему именно это?
Чувство ритма. Взрослый демонстрирует комбинацию из 5-7 хлопков, а ребёнок должен её повторить.
Разрезные картинки. Возьмите любую картинку, открытку и разрежьте её на несколько частей (в зависимости от возможностей вашего ребёнка). Попросите собрать. Если ребёнок справляется, постепенно усложняйте задания, выбирая картинки с более сложным рисунком или разрезая их на большее количество частей.
Установление связей.
Ребёнок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве.
- линейка длиннее карандаша, а карандаш … (короче, чем линейка)
- лампа стоит на столе, а стол… (под лампой)
- Дима выше Саши, а Саша… (ниже Димы)
- арбуз больше яблока, а яблоко… (меньше арбуза)
- кукла лежит ближе к тебе, а собачка… (дальше)
- придумайте сами
Я – вещь. Попросите ребёнка представить себя какой-либо вещью, почувствовать её характер. От имени этой вещи он рассказывает о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её заботах, привычках, о её прошлом и будущем. Можно это делать по очереди: мама представляет, что она скатерть, ребёнок – машинка; можно давать друг другу задания.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.