Елена Шубина
Консультация для родителей «Игры для укрепления здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда заболевает ребенок – это всегда беспокойство для вашей семьи.
Неокрепший растущий организм всеми силами начинает борьбу с болезнью, и мы, родители, стараемся ему в этом помочь: вызываем врача, даем лекарства, обеспечиваем покой. И это правильно.
Однако есть несколько моментов, которые ускользают от нашего внимания, и, первым из них являются психофизических особенностей детского организма, ведь психоэмоциональное состояние играет положительную роль в выздоровлении. Наша озабоченность и беспокойство со своим негативным эмоциональным фоном, зачастую мешает выздоровлению.
Публикация «Консультация для родителей „Игры для укрепления здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Другой особенностью организма ребенка является постоянный рост органов. Следовательно, интенсивнее развиваются те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т. е. к органам, находящимся в движении, влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания и кровообращения.
В настоящее время существует такая область медицины, как лечебнопрофилактическая физкультура, где отражены наблюдения о роли движения в развитии здоровья человека. Ведь правильно организованная двигательная активность помогает организму справляться с заботами.
Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнить какие-либо, даже самые полезные упражнения.
Ведь ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо и полезно», а потому, что ему это нравиться.
Именно поэтому были разработаны измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний, т. к. радость, эмоциональный подъем и удовлетворение от правильно сделанных упражнений, соответствуют потребностям растущего организма в движении.
В результате использования лечебных игр, мы не только лечим ребенка, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию.
Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Непринужденная, веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет взрослым (родителям) проявить к нему больше внимания, увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере радости, заботы и любви. Это и является мощнейшим терапевтическим фактором.
Рекомендации для проведения игр:
1. Для ребенка во время болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизической нагрузки.
2. Внимание больного ребенка неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры невелика – до 10 минут.
3. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие.
4. Игры желательно проводить по нескольку раз в день.
5. Игровой материал должен быть ярким, привлекающим внимание.
6. Взрослый должен сам «включиться» в игру.
Игры, направленные на формирование осанки:
• Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющийся в общей функциональной слабости, гипотоническом состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.
Перечень игр: см. приложение 1.
Игры, направленные на лечение и профилактику болезней носа и горла:
• При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение препятствует распространению аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицированности слизистой оболочки носа. При ритмичном носовом дыхании лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов.
Перечень игр: см. приложение 2.
Игры, направленные на лечение и профилактику общих бронхолегочных заболеваний. :
• При таких заболеваниях необходимо не только укреплять мышцы грудной клетки, но и развивать ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом. Основными задачами игр являются: произношение звуков во время игровых упражнений в сочетании с ритмичными движениями рук и ног, движения для формирования навыка правильного положения языка, дозированный бег – для улучшения функционирования диафрагмы. Игры можно использовать уже спустя 2-3 недели после обострения заболевания.
Перечень игр: см. приложение 3.
Приложение № 1
Полет на луну.
Цель: обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движения рук, развитие мышц плечевого пояса.
Материалы: стул, мяч.
Ход игры : ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и кидает его вверх. Ребенок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5-6 раз. Затем движения можно повторять стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по команде («ракета полетела») кидает снова. Ведущему необходимо подбадривать ребенка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.
Через ручеек
Цель: развитие координации движений, ловкости, формирование навыка в перешагивании препятствий.
Материалы: веревочка, стулья.
Ход игры : протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола. Ребенок сидит на стуле в 3-5 м от веревочки. По команде ведущего ребенок идет и перешагивает через веревочку, затем поворачивается и снова перешагивает через веревочку, пока не перешагает по всей длине. Игру выполнять под ритмичную музыку или хлопки ведущего при каждом перешагивании через веревочку. Ведущему нужно контролировать правильность осанки и смыкания губ (рот должен быть закрыт). Начинать можно с одной стороны веревочки, а на другой стороне, на стуле, к которому прикреплена веревочка, можно положить приз.
Пингвины.
Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепления мышечного «корсета» позвоночника, мышечного аппарата стопы.
Материалы: мешочек с мягким наполнителем.
Ход игры : ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Нужно положить ребенку на голову мешочек и предложить подвигаться вправо приставным шагом. Потом те же движения проделать влево, стараться не уронить мешочек. Выигрывает тот, кто сможет сделать больше шагов.
Птичка.
Цель: тренировка вестибулярного аппарата, координация движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, рук. Ведущий показывает, как нужно стоять «ласточкой». Затем ребенок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище несколько наклонено вперед, голова поднята.
Ход игры : ведущий держит ребенка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднята нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, затем опорная нога меняется.
Жучки.
Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Ход игры : ведущий показывает детям, как жучек делает гимнастику. В положении лежа на спине, ведущий поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперед, т. е. группируется, обхватывая ноги под коленями (жучек свернулся). Дети показывают, как жучек делает гимнастику, ведущий поправляет детей. Затем, по команде ведущего дети выполняют упражнение 5-6 раз. Перед каждым повторением надо полежать и отдохнуть, расслабившись, как тряпичная кукла.
Приложение 2
Самолетик-самолет.
Цель игры : формирование правильного дыхания (его глубины, ритма, укрепление мышц рук и грудной клетки, усвоение понятий «налево», «направо», координация движений в пространстве.
Ход игры : ведущий показывает, как играть в «самолет» : разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает голову вверх – вдох. Делает поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж», - выдох, стоит прямо, опустив руки, - пауза и т. д. ребенок повторяет за ведущим 2-3 раза. Затем ведущий читает стишок, а ребенок делает движения самостоятельно по 2-4 раза в каждую сторону в ритме стиха.
Самолетик-самолет (ребенок разводит в стороны руки ладонями вверх).
Отправляется в полет (делает поворот вправо и выдох «ж-ж_ж»).
Жу,жу, жу (делает поворот влево и выдох «ж-ж-ж»).
Жу, жу, жу (встает прямо и опускает руки – пауза).
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки, - пауза).
Я налево полечу, (поднимает голову – вдох).
Жу, жу, жу (делает поворот влево и выдох «ж-ж-ж»)
Жу, жу, жу (встает прямо и опускает руки – пауза).
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки).
Пигн-понг.
Цель: укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Необходимые материалы: стол, два пинг-понговых шарика (лучше разного цвета, 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка.
Ход игры : дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинпонговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставиться кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше.
Ветер-ветерок.
Цель: координация движений, усвоение понятий «налево», «направо», «вверх», «вниз», формирование ритмичного глубокого дыхания.
Ход игры : ведущий предлагает поиграть в «ветер». Читает стихи и делает в ритм движения:
Я ветер сильный – я лечу (руки опущены, вдох через нос).
Хочу – налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой).
Могу подуть направо (голова прямо – вдох, голова направо – выдох, губы трубочкой).
Могу подуть вверх – в облака
И тучи разгоню пока (голова прямо – вдох через нос, опустить голову, подбородком касаясь груди – спокойный глубокий выдох через рот).
Приложение № 3
Курочки.
Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, формирование дыхательного акта (его глубины, ритма, развитие внимания, выдержки, формирование правильной осанки.
Ход игры : ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову. Произносит «так, так, так», одновременно похлопывая себя по коленям, - выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох. Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3-5 раз.
Пчелка.
Цель: формирование правильного дыхания (глубины и ритма) укрепление мышц рук, пояса верхних конечностей, развитие внимания.
Ход игры : ведущий предлагает поиграть в «пчелку». Ребенку показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на круги, опустив голову. Со слов ведущего «Пчела сказала – «жу, жу, жу»» - ребенок ритмично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит на выдохе – «ж-ж-ж» - на выдохе – и вместе с ведущим на вдохе разводит руки в стороны и, расправляя плечи, говорит:
«Полечу и пожужжу, детям меда принесу». Встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее место. Игра повторяется 4-5 раз. Ведущему необходимо следить, чтобы вдох был через нос и дыхание было глубоким.
Подпрыгни и подуй.
Цель: улучшение функции дыхания, повышение тонуса, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.
Необходимые материалы; воздушный шарик.
Ход игры : на небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти, и, подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает.