Климова Оксана
Консультация для педагогов Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Всемирная Организация Здравоохранения.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Период дошкольного детства является наиболее важным в формировании личностных качеств, формировании основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, который не повторяется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Именно в этот период происходит интенсивное развитие органов и формирование функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер и отношение к себе и окружающим. Очень важно на данном этапе сформировать у детей базу знаний и практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольные образовательные учреждения должны постоянно осваивать комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его воспитания и развития. Существуют различные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Их комплекс в настоящее время получил общее название "здоровьесберегающие технологии". Федеральные государственные требования определили содержание и условия образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечения их социальной успешности, сохранения и укрепления здоровья, а также осветили содержание психолого-педагогической работы по развитию образовательных областей детьми. Учителям необходимо решать все эти задачи комплексно, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Такая интеграция возможна только в том случае, если процессы образования, воспитания и развития действительно будут интегрированы в единое целое. В связи с этим становится актуальным комплексное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство дошкольных учреждений. Цель таких технологий - объединить учителей, врачей, родителей и, самое главное, самих детей для сохранения, укрепления и развития их здоровья. Здоровьесберегающие технологии - это комплексная система образовательных, оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий :
• предоставить дошкольникам возможность сохранить свое здоровье,
• сформировать необходимые знания, навыки и умелки о здоровом образе жизни. ,
• научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии используются в различных видах деятельности и представлены в виде:
• технологий сохранения и укрепления здоровья;
• технологий обучения здоровому образу жизни;
• Коррекционных технологий.
В дошкольных учреждениях созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из которых являются: организация различных видов деятельности для детей в игровой форме; оснащение дошкольных учреждений оборудованием, игрушками, играми и пособиями.
Специфика сопровождения ребенка в дошкольном учреждении такова, что весь персонал (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая в сотрудничестве, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
Педагоги и специалисты в своей работе с детьми используют следующие технологии :
Технологии сохранения и укрепления здоровья :
Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, объем физической активности и ее пропорциональность возрастным показаниям ребенка.
Во время непосредственных учебных занятий проводятся динамические паузы продолжительностью 2-5 мин., по мере того как дети устают. Во время их выполнения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхания, упражнения для пальцев и другие, в зависимости от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно в рамках урока физкультуры, а также на прогулке, в групповой комнате — со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.
Релаксация Для психического здоровья детей необходим баланс положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающий поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача - не подавлять или искоренять эмоции, а научить детей чувствовать свои эмоции, контролировать свое поведение и слышать свой организм. С этой целью педагоги используют в своей работе упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма в целом. Детям очень нравится выполнять эти упражнения, потому что в них есть элемент игры. Они быстро осваивают это непростое умение расслабляться, и им помогает спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов) и звуки природы.
Пальчиковые упражнения выполняются индивидуально или с подгруппой детей ежедневно. Оно тренирует мелкую моторику, развивает речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение и скорость реакции. Полезно для всех детей, но особенно для тех, у кого проблемы с речью. Проводится в любое удобное время.
Гимнастика для глаз выполняется в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения глазных мышц и улучшению кровообращения. При ее выполнении используется наглядный материал, который показывает преподаватель.
Дыхательные упражнения выполняются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Бодрящие упражнения выполняются ежедневно после 5-10-минутного сна. В ее комплекс входят упражнения для пробуждения, коррекции плоскостопия, формирования правильной осанки, обильное умывание.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольных учреждениях — это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Целью этих технологий является формирование у ребенка осознанного отношения к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения защищать, поддерживать и сберегать его, а также приобретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольникам самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Другими словами, важно добиться такого результата, чтобы дети, переступающие порог "взрослой жизни", не только обладали высоким потенциалом здоровья, позволяющим им вести здоровый образ жизни, но и обладали багажом знаний, позволяющих им делать это правильно. Технологии обучения здоровому образу жизни