Получи документы

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание в ДОУ»

Наталья Ипокова
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад Солнышко»

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание в ДОУ»

Ст. воспитатель : Ипокова Н. А.

с. Парабель 2022г.

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Публикация «Консультация для педагогов „Экологическое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Что же такое - экология?

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

Задачи экологического воспитания и образования детей :

1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;

2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;

4. Воспитание самостоятельности через общение с природой;

5. Воспитание эстетических чувств;

6. Воспитание любви к природе, родине;

7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи.

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:

• специально организованное обучение в форме занятий;

• совместная деятельность взрослого с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы по экологическому воспитанию и образованию :

Проведение экологических праздников.

Наблюдения на прогулках.

Занятия.

Календари природы.

Чтение художественной литературы

Игровая деятельность

Музыкальная деятельность

Экологические проекты

Экологические акции

Экологический марафон

Экологические тренинги

Экологические диспуты

Экологические мини- музеи

Час экологического чтение

Экологический букварь

Библиотека экологических книг

Поделки из природного материала

Театрализация

Экологическое оформление групп

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:

решение проблемных ситуаций;

элементарное экспериментирование;

работа с моделями;

моделирование;

игры;

наблюдение;

постановка проблемных вопросов;

участие детей в уходе за растениями;

выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д.

В детском саду применяются следующие виды игр:

1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.

2. Предметные игры (с листьями, семенами, цветами)«Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».

3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

4. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».

4. Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.

5. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.

6. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.

7. Игры-задания проводятся как итог наблюдений:

сказки-кроссворды о животных; отгадай загадки и узнай героев; найди ошибки у художника, поэта; может так быть или нет.

Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.

Цель проведения экологических акций : формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Экологический марафон

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

Экологические мини- музеи

Цели и задачи мини-музеев:

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

Формирование у дошкольников представление о музее.

Расширение кругозора.

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Развитие творческого и логического мышления, воображения.

Формирование активной жизненной позиции.

Экологический тренинг

Цель: сформировать умения экологически грамотной деятельности в природе, способствовать развитию мотивации экологического поведения.

Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»).

Экологические диспуты.

Цель: закрепить правила поведения в природе.

Час экологического чтения

Цель: сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности.

Создание «Библиотеки экологических книг», которая постоянно пополняется педагогами и родителями. Дети с увлечением будут рассматривать иллюстрации и знакомятся с содержанием книг.

Экологический букварь

Цель: пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.

Содержание букваря: загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.

Выставки поделок из природного материала.

Цель: сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

Театральные постановки по русским народным сказкам и отдельным сценариям с участием разнообразных игрушек и масок животных, перевоплощение, способствуют развитию воображения и лучшему восприятию мира животных.

Работа с родителями

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:

• Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;

• Беседы за круглым столом «Сбережем родную природу», родительские собрания «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома», «Чудеса живой природы» в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон,

• Беседы и сообщения экологической направленности для родительского уголка. («Экологический паспорт», «Экологическая ситуация», «Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда», «Помогите синицам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»).

• Календарь интересных дат — совместные досуги, праздники («День птиц», КВНы, викторины и т. д.

• Домашнее задание — участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д. («Корм для разных птиц», «Лесная столовая», «Чей корм вкуснее», «Мой домашний любимец»)

• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

• Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

• Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок, передвижек.

• Составление в течение года альбома «Я и природа» для каждого ребенка. Здесь помещаются рисунки детей, их фотографии, сделанные во время экскурсий, походов, посещения дачных участков, поездок в деревню и т. д. Родители записывают высказывания детей, забавные случаи и истории, связанные с природой. Дети в группе могут рассказать о том, что нового они узнали, увидели, где побывали, прокомментировать фотографию или рисунок.

• Разработка серии запрещающих и разрешающих знаков. На первых из них (красного цвета) отражаются действия человека, которые могут нанести вред природе и, которые человек не должен совершать. На вторых — разрешающих (зеленого цвета) — изображается все, что благоприятно влияет на природу, способствует её хорошему состоянию. На прогулке дети могут развесить знаки по участку и рассказать о них ребятам из других групп.

• Ремонт старых книг и сбор макулатуры. Дети уже знают, что бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить людям бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Можно устроить выставку отремонтированных вместе с родителями книг. Сдать макулатуру, а на полученные средства купить новые книги, лопатки, грабли и т. д.

При выборе той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности. То есть, как и в работе по воспитанию дошкольников придерживаться индивидуального подхода. Традиционные формы работы рассчитаны на широкий круг лиц, не всегда являются эффективными и результативными. Что касается нетрадиционных форм работы — здесь при помощи дифференцированного подхода к работе с родителями, результативность и эффективность работы возрастает, при том условии, что педагог будет находить и применять верные способы взаимодействия и работы.

Литература:

Бондаренко Т. М. «Экологическое воспитание 5-6 лет» : Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. -Воронеж: ИП Лакоценина Н. А. ,2012.

Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М. : Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : Сфера, 2010. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М. : АРКТИ, 2005.

Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. – М. : Гном, 2013.

Материалы интернетсайтов

Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2011. - 336 с.

Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М. : Карапуз, 2009. - 227 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание у детей любви к природе. Экологическое воспитание должно учить детей понимать.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» Красота окружающего мира встречает нас морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, задуматься. Что же такое экологическая.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Консультация «Экологическое воспитание»Консультация «Экологическое воспитание» Экологический субботник в детском саду Экологическое воспитание очень важно, ведь малышей нужно как можно раньше приучать к бережному отношению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание в ДОУ»
Опубликовано: 28 октября 2022 в 12:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Экологическое воспитание в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ипокова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД