Наталья Ипокова
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад Солнышко»
«Экологическое воспитание в ДОУ»
Ст. воспитатель : Ипокова Н. А.
с. Парабель 2022г.
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Публикация «Консультация для педагогов „Экологическое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
Что же такое - экология?
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.
Задачи экологического воспитания и образования детей :
1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;
2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;
4. Воспитание самостоятельности через общение с природой;
5. Воспитание эстетических чувств;
6. Воспитание любви к природе, родине;
7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи.
Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:
• специально организованное обучение в форме занятий;
• совместная деятельность взрослого с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы по экологическому воспитанию и образованию :
Проведение экологических праздников.
Наблюдения на прогулках.
Занятия.
Календари природы.
Чтение художественной литературы
Игровая деятельность
Музыкальная деятельность
Экологические проекты
Экологические акции
Экологический марафон
Экологические тренинги
Экологические диспуты
Экологические мини- музеи
Час экологического чтение
Экологический букварь
Библиотека экологических книг
Поделки из природного материала
Театрализация
Экологическое оформление групп
На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:
решение проблемных ситуаций;
элементарное экспериментирование;
работа с моделями;
моделирование;
игры;
наблюдение;
постановка проблемных вопросов;
участие детей в уходе за растениями;
выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д.
В детском саду применяются следующие виды игр:
1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.
2. Предметные игры (с листьями, семенами, цветами) – «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».
3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы
4. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».
4. Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.
5. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.
6. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.
7. Игры-задания проводятся как итог наблюдений:
сказки-кроссворды о животных; отгадай загадки и узнай героев; найди ошибки у художника, поэта; может так быть или нет.
Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.
Цель проведения экологических акций : формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.
Экологический марафон
Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Экологические мини- музеи
Цели и задачи мини-музеев:
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
Формирование у дошкольников представление о музее.
Расширение кругозора.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Развитие творческого и логического мышления, воображения.
Формирование активной жизненной позиции.
Экологический тренинг
Цель: сформировать умения экологически грамотной деятельности в природе, способствовать развитию мотивации экологического поведения.
Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»).
Экологические диспуты.
Цель: закрепить правила поведения в природе.
Час экологического чтения
Цель: сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности.
Создание «Библиотеки экологических книг», которая постоянно пополняется педагогами и родителями. Дети с увлечением будут рассматривать иллюстрации и знакомятся с содержанием книг.
Экологический букварь
Цель: пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.
Содержание букваря: загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.
Выставки поделок из природного материала.
Цель: сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.
Театральные постановки по русским народным сказкам и отдельным сценариям с участием разнообразных игрушек и масок животных, перевоплощение, способствуют развитию воображения и лучшему восприятию мира животных.
Работа с родителями
Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:
• Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;
• Беседы за круглым столом «Сбережем родную природу», родительские собрания «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома», «Чудеса живой природы» в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон,
• Беседы и сообщения экологической направленности для родительского уголка. («Экологический паспорт», «Экологическая ситуация», «Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда», «Помогите синицам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»).
• Календарь интересных дат — совместные досуги, праздники («День птиц», КВНы, викторины и т. д.
• Домашнее задание — участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д. («Корм для разных птиц», «Лесная столовая», «Чей корм вкуснее», «Мой домашний любимец»)
• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
• Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
• Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок, передвижек.
• Составление в течение года альбома «Я и природа» для каждого ребенка. Здесь помещаются рисунки детей, их фотографии, сделанные во время экскурсий, походов, посещения дачных участков, поездок в деревню и т. д. Родители записывают высказывания детей, забавные случаи и истории, связанные с природой. Дети в группе могут рассказать о том, что нового они узнали, увидели, где побывали, прокомментировать фотографию или рисунок.
• Разработка серии запрещающих и разрешающих знаков. На первых из них (красного цвета) отражаются действия человека, которые могут нанести вред природе и, которые человек не должен совершать. На вторых — разрешающих (зеленого цвета) — изображается все, что благоприятно влияет на природу, способствует её хорошему состоянию. На прогулке дети могут развесить знаки по участку и рассказать о них ребятам из других групп.
• Ремонт старых книг и сбор макулатуры. Дети уже знают, что бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить людям бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Можно устроить выставку отремонтированных вместе с родителями книг. Сдать макулатуру, а на полученные средства купить новые книги, лопатки, грабли и т. д.
При выборе той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности. То есть, как и в работе по воспитанию дошкольников придерживаться индивидуального подхода. Традиционные формы работы рассчитаны на широкий круг лиц, не всегда являются эффективными и результативными. Что касается нетрадиционных форм работы — здесь при помощи дифференцированного подхода к работе с родителями, результативность и эффективность работы возрастает, при том условии, что педагог будет находить и применять верные способы взаимодействия и работы.
Литература:
Бондаренко Т. М. «Экологическое воспитание 5-6 лет» : Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. -Воронеж: ИП Лакоценина Н. А. ,2012.
Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М. : Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : Сфера, 2010. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М. : АРКТИ, 2005.
Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. – М. : Гном, 2013.
Материалы интернетсайтов
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2011. - 336 с.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М. : Карапуз, 2009. - 227 с.