Наталья Никитина
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективность общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Любая работа эффективна тогда,
Когда она правильно организована.
Для того, чтобы родители активно принимали участия в жизни детского сада, необходимо их вовлекать в жизнь детского сада.
Как заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в учебном и воспитательном процессе? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни.
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие педагогов с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективность общения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Решении этих вопросов и заключает секрет эффективной организации работы с родителями дошкольников. Совместное сотрудничество воспитателей, работающих на группе, общие взгляды на формы работы, содержание работы и организацию этой работы специалистов учебного учреждения, администрации и педагогов.
Проблемы, с которыми воспитатели сталкиваются в работе с родителями – это отсутствие взаимопонимания, доверия, и сотрудничества между детским садом и семьей, а также недостаточная педагогическая компетентность родителей.
Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением найти подход к каждому ребенку и родителю.
Каков же портрет современного родителя?
Современный родитель он ни хороший, ни плохой – он просто соответствующий своему времени. Много родителей на сегодня заняты обеспечением материального благополучия семьи и совсем мало времени уделяют на общение с детьми.
Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как трудно бывает добиться взаимопонимания с родителями : кто-то не желает прислушиваться к советам воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие обвиняют педагога во всех возникших проблемах и т. д. Поэтому педагогу необходимо знать структуру, стиль общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций.
На мгновение представим себе. Утром родители приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети находятся в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так : «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная.
Да, трудностей на самом деле в организации общения много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Из чего же складывается успех общения? Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом, равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов» : приветствие, имя, улыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии.
Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Немаловажным моментом является невербальное общение : позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса. Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения :
• Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
• Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
• Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
• Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
• Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя : быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.