Нина Панина
Консультация для педагогов (воспитателей) на тему: «Взаимоотношения дошкольников в период адаптации к детскому саду».
▼ Скачать + Заказать документы
Простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни сразу чувствуют себя хозяевами, другие очень скоро оказываются в подчинении у первых, третьи остаются вообще вне игры, сверстники не принимают их. Обычно это происходит с «новенькими» детьми, которые проявляют робость в общении со сверстниками, либо с теми, кто всегда вредничает, жадничает и не даёт другим свои игрушки. Независимо от особенностей конфликта ребёнок не в состоянии разрешить его самостоятельно. Дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого (психолога или педагога). Работу нужно проводить со всеми категориями детей. У дошкольников дружить – значит вместе играть, поэтому для решения этой проблемы эффективна игротерапия, где игра выступает в роли своеобразной сферы, в которой происходит налаживание отношений ребёнка с окружающим его миром и людьми. Мне в работе очень помогает книга Н. М. Сертаковой «Игра как средство социальной адаптации дошкольников», в которой представлены различные игры на сближение детей друг с другом, на сплочение детей в коллективе и др. Помогает чтение детям рассказов о дружбе. Также им будут интересны сказки про зверей, испытывавших трудности в поисках друга. Можно рассказывать истории собственного сочинения, придумать что-нибудь про ссоры между игрушками. Например, о том, как одна из кукол обижает Зайку. Вместе с ребёнком можно поискать выход из этой ситуации. В некоторых случаях хорошо помогает воспитательный диалог, где используются стимульные тексты о дружбе (философско-мировоззренческие новеллы для размышлений и бесед). Ценной литературой в данном случае будет книга о педагогическом общении «Рождение диалога» М. В. Телегина, где автор делится опытом и предлагает множество различных стимульных текстов для размышления и бесед с детьми дошкольного возраста. В качестве примера хочу привести стимульный текст собственного сочинения:
Публикация «Консультация для педагогов (воспитателей) на тему: „Взаимоотношения дошкольников в период адаптации к детскому саду“,» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
«Детям старшего дошкольного возраста.
Тема: взаимоотношения в детском саду.
Настоящий мужчина.
Привели семилетнего Владика в детский сад. Такой нарядный: брюки, рубашка с галстуком, ботиночки блестят. «Настоящий мужчина!» - подумала девочка Лена. Следом за Владиком мама привела Мишу шести с половиной лет. Миша в шортиках клетчатых на лямках, на футболке зайчики нарисованы, а в руках медвежонок плюшевый. «Малявка какая-то!» - не сдержав эмоций, вслух произнесла Лена.
Прошли мальчики в группу. Владик быстрее игрушки у ребят отнимать, девчонок толкать. К Лене подбежал, куклу отнял, поломал, дразниться стал. Плачет Лена, жалко куклу. А Миша подошёл, успокаивает её, свою игрушку предлагает. Лена улыбнулась и сказала сквозь слёзы…». – Фразу продолжают дети, варианты могут быть различные. Педагог может лишь помочь сделать вывод: кто такой «настоящий мужчина» и кто же им оказался в данной истории.
Можно провести индивидуальную беседу или подготовить практикум для родителей на тему : «Каков мой ребёнок в отношениях со сверстниками?», целью которого будет являться обмен родительским опытом по оказанию ребёнку помощи и поддержки в установлении им дружеских отношений со сверстниками. Предложить родителям вспомнить себя в детском возрасте, ситуации своих отношений с товарищами, попросить рассказать, как они реагировали в таких случаях. Объяснить родителям, что когда они пытаются научить своего ребёнка дружить, нужно научить его чувствовать и сопереживать, стремиться понять другого и не лезть в драку. Одним из главных вопросов оказывается способность ребёнка делиться и меняться игрушками. В общем, нужно помочь ему постичь секреты жизни в коллективе. Чтобы ребёнку стало легче делиться с другими, не нужно брать в детский сад игрушки, которыми делиться он ни за что не станет, стараться выбирать те, которые сложнее сломать. Убедить его, что поделиться игрушкой с другим вовсе не означает подарить её насовсем. Предложить родителям создавать в повседневной жизни ситуации, в которых необходимо чем-либо делиться: «Какая вкусная конфета! Давай я с тобой поделюсь». Создавать для ребё нка возможности поделиться чем-либо: «Хотелось бы попробовать, какие у тебя мармеладки. Вот спасибо, что угостил меня». Играть с детьми в игры, где надо что-либо делать по очереди. Учить соблюдать очерёдность и правила игры. Если ребёнок излишне склонен подавлять других, приглашать для совместных игр с ним кого-нибудь из детей постарше. После игры полезно обратить внимание на то, как может быть весело, если умеешь делиться с другими, и как сегодня он славно это сделал. Если ребёнок, напротив, проявляет робость в контактах со сверстниками, полезно учить его говорить уверенным голосом: «Не отнимай игрушку, я первый её взял» и пр. Спокойная игра с кем-либо из детей чуть младше себя придаст ребёнку больше уверенности, которую он начнёт переносить и на ситуации общения со сверстниками. Можно предложить родителям рассмотреть детские рисунки на тему «Мой друг», сопровождая их комментариями о том, что хотел сказать автор каждого рисунка о своём отношении друг к другу. Сообща родителям и педагогам намного легче решить любые возникшие проблемы, касающиеся взаимоотношений детей.