Светлана Климова
Консультация для педагогов «Влияние музыки на психику ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности и агрессии).
Публикация «Консультация для педагогов „Влияние музыки на психику ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым детям со слабым контролем, т. к. усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Можно использовать спокойную музыку во время рисования, выполнения аппликации, лепки и других настольных игр. Ведь музыка помогает (как установили психологи) выполнять движения спокойно, плавно; дети более сосредоточены на выполнении задания.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций» : она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современная поп и рок-музыка, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Для современных дошкольников в эмоционально-эстетическом плане характерным является понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и как результат снижение уровня интеллектуального развития. Это определяет необходимость создания условий для эмоционального комфорта детей дошкольного возраста, подчеркивает значимость личностных переживаний ребенка в познании многообразия и красоты мира, самовыражении и самоутверждении личности.
Психологи рекомендуют в работе с детьми использовать музыку, как эффективное воздействие на развитие эмоциональной сферы и психического здоровья дошкольников.
• заторможенным детям с вялым двигательным эмоциональным проявлением необходимо использовать музыкальные произведения подвижного, быстрого и очень быстрого темпа, например «Комаринская» П. И. Чайковского, «Кенгуру», «Антилопы» К. Сен-Санса, «Дискотека» Г. Гладкова.
• возбужденным детям наоборот предлагаем прослушивание музыкальных композиций с умеренным, медленным и весьма медленным темпом, снижающим общее гипервозбужденное состояние. Это своего рода успокаивающая музыка, например: «Мелодия» Х. Глюка, «Ноктюрн» П. И. Чайковского, «Лебедь» К. Сен-Санса.
• Детям, у которых, в течении дня может происходить смена состояния нервной системы: от выраженной агрессии до полнейшей апатии мы рекомендуем использовать стабилизирующую музыку, умеренного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы и одинаковым уровнем громкости звучания.
Конечно, следует признать, что деление музыки на стимулирующую, успокаивающую и стабилизирующую в определенной степени условно. Но с её помощью можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбужденные темпераменты и раскрепостить заторможенность детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
По данным всемирной организации здравоохранения сейчас наблюдается большой рост психологических заболеваний, это не случайно, ведь мы отражаем всё то, что происходит в современном мире. Безусловно, всё это сказывается и на детях. ВОЗ призывает сегодня заботиться о психологическом здоровье не меньше, чем о физическом.
В настоящее время мы стали замечать повышенную агрессивность, конфликтность детей, и, к сожалению, гиперактивность становится сегодня «нормой».
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон, Авиценна считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле и душе. Это объясняется тем, что наша нервная система излучает определённые биоритмы, которые нарушаются при стрессе, что ведёт к заболеванию, а музыка помогает нам восстановиться, благодаря воздействию на нас
Музыкотерапия- одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Существует много различных методик в этом направлении, к примеру, слушание правильно подобранной музыки с выполнением игр и психогимнастических этюдов Маргариты Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что
В ДОУ музыка необходима в течение всего дня. Но она не должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток и деятельности детей.
Хорошо, если утром в группе будет встречать воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть и не совсем заметная, но всё- таки психологическая травма, связанная с отрывом от дома, поэтому одной из оздоровительных задач должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом-детский сад! И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки со звуками природы. Дети и воспитатели в таком случае будут на подсознательном уровне успокаиваться.
Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде «Подъём!».Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания.
Воздействие музыки просто поражает. Она активизирует у малыша все виды восприятий — слуховые, зрительные, чувственные. Вместе с восприятием развивается и память. Так же классическая музыка способна восстанавливать рефлексы у новорожденного. Кроме того, ее используют для лечения заикания у детей. Ведь как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. Если грудной ребенок постоянно слушает музыку, он раньше остальных произносить свои первые звуки и слова, так как она стимулирует его шевелить язычком, актиктивизирует при этом умственную деятельность, пробуждает к общению.
Музыка способна не только благотворно влиять на психику ребенка, но ее так же используют в качестве коррекции различных нарушений у детей
психо-эмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени схожести. Психолог подбирает для ребенка именно те музыкальные произведения, которые способны его раскрыть и повлиять на сознание. Если воспитатели хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, они вполне могут ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять. Выбирая музыку, необходимо учитывать настроение и характер ребенка,. Что бы музыка приносила малышу только положительные эмоции.