Королева Юлия
Консультация для педагогов «Уголок уединения»
Консультация для педагогов «Уголок уединения»
Организация предметно-развивающей среды – непременный элемент педагогического процесса, носящий развивающий характер. Каждому педагогу хорошо известно, что предметный мир, окружающий ребёнка, должен обеспечивать реализацию потребностей ребёнка в активной и разнообразной деятельности, среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребёнка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей, помогать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов „Уголок уединения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
Для решения всех этих задач в детском саду, в каждой группе, организованы специальные зоны, так называемые, уголки, каждый из которых выполняет свою функцию. Одним из важных и нужных уголков, на мой взгляд, является «Уголок уединения». Что же это за уголок такой и должен ли он присутствовать в группе детского сада, ведь раньше, всего лишь несколько лет назад, вполне обходились и без него? С чем связано это нововведение? С введением ФГОС или обусловлено жизненной необходимостью? Если с другими зонами всё понятно, то с уголком уединения не всё так ясно, здесь много вопросов. Некоторые педагоги убеждены, что в группе такой уголок совершенно не обязателен, он только занимает место, а детям, особенно стеснительным и замкнутым, и вообще он не нужен, ведь такие дети, якобы, ещё больше отстраняются от коллектива, ограничивают себя от других детей, а ведь таким ребятам, как никому больше, нужно общение. А порой педагогу элементарно не видно, что в этом уголке ребёнок делает. Давайте попробуем разобраться.
Многие дети, приходя в детский сад, особенно в период адаптации, испытывают стресс, связанный с расставанием с родителями. Именно уединённое место в группе поможет ребёнку отвлечься. Многие возразят – лучше ребёнка обнять, приласкать, взять на руки. Да, всё верно, такой контакт необходим и обязательно должен иметь место. Но не все дети сразу идут на такой контакт с педагогом, стараются отделиться, отстраниться, им хочется найти такое местечко в группе, где хоть что-то напоминало бы о родителях, о домашней обстановке, да и просто побыть одному, чтобы никто «не приставал». Уголок уединения призван помочь ребёнку отвлечься от событий, связанных со стрессом, расслабиться, справиться с неприятными эмоциями, он помогает ребёнку почувствовать себя в полной безопасности.
А теперь давайте поговорим о том, каким должен быть «Уголок уединения», и что в нём должно находиться. Мы знаем, что данный уголок должен быть мобильным, лёгкой конструкции, небольшого размера, но всё-таки вместительным, больше напоминающий маленький домик со всеми необходимыми предметами. Цвета, используемые для оформления уголка, не должны быть кричащими, вызывающими, лучше брать ткань спокойных, пастельных оттенков, и хорошо, когда цветовая гамма уголка вписывается в интерьер группы. Замечательно, если есть возможность разместить в этом месте картину с сюжетом из знакомой детям сказки.
Наполнение «Уголка уединения» может быть различным, каждый педагог по-своему подходит к этому вопросу, исходя из своей фантазии и своего понимания предназначения этого места, но важно помнить, что «Уголок уединения» призван помочь ребёнку справиться со стрессом, негативными эмоциями, это то место, где ребёнок может расслабиться, отвлечься от всего неприятного. Уголок обязательно должен быть уютным и хоть немного напоминать детям о домашней обстановке.
«Игрушечный телефон»
Цель: Снижение психоэмоционального напряжения, облегчение адаптационного периода.
Описание: С помощью игрушечного телефона ребенок может совершать воображаемые звонки маме или папе.
«Коллекции морских ракушек, шишек и пуговиц»
Цель: Снижение психоэмоционального напряжения, расслабление, развитие воображения.
Описание: Если ребенок испытывает психоэмоциональное напряжение, то ему можно предложить поиграть в уголке уединения с камушками, ракушками или пуговицами выкладывая на столике разные узоры.
«Стаканчик для криков»
Цель: Обучение детей приемам само регуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Снижение психоэмоционального напряжения, избавление от негативных эмоции.
Описание: Стаканчик для криков с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда ребенок выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
«Груша для битья»
Цель: Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снижение психоэмоционального напряжения.
Описание: Когда дети ссорятся, может произойти драка, то воспитатель предлагает детям выплеснуть свои эмоции на груше для битья.
«Подушка для релаксации»
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, успокоения нервной системы.
Описание: Если ребенок переживает стрессовую ситуацию, можно предложить подушку для релаксации, перебирая шарики внутри подушки, ребенок быстро успокаивается
.Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие мелкой моторики.
Описание: Для снятия нервного напряжения и агрессии воспитатель может предложить ребенку собрать бусы из камушков в определенном порядке.
«Цветные клубочки»
Цель: Обучение способам само регуляции, снижение психоэмоционального напряжения.
Описание: Если ребенок расшалился, или испытывает негативные чувства, можно предложить ему сматывать нитки в клубок, это поможет ему успокоится. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.
«Подушка-плакушка»
Цель: Помогает восстановить психическое равновесие (сменить состояние торможения, угнетения на более позитивное) и эмоциональное состояние ребёнка.
Описание: Время от времени поплакать хочется каждому человеку, независимо от пола и возраста – нередко это происходит и с детьми дошкольного возраста, для этого была придумана «подушка-плакушка». Подушка сшита из ткани голубого цвета с капельками. Обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением.
Игровая ситуация: если у ребёнка грустное настроение, и он хочет поделиться этим с другими, рассказать, в чём причина, или просто хочет, чтоб на него обратили внимание и пожалели, он берёт эту подушку, поворачивает к себе стороной где капельки. Тогда совместно с другими детьми мы подходим к ребенку, узнаем причину и пытаемся оказать посильную помощь, чтоб вернуть ребёнку весё лое настроение: говорим ласковые слова и улыбаемся, успокаиваем и смешим, делимся игрушками и т. д. Когда к нему возвращается весёлое настроение, ребёнок переворачивает подушку на другую сторону, на которой изображены цветы, и говорит, что его слёзы превратились в прекрасные цветы – в белые ромашки, и мы вместе со всеми детьми радуемся этому волшебству.
«Зеркало эмоции»
Цель: Улучшение настроения, закрепление знаний детей об эмоциях.
Описание: Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится. Воспитатель может предложить ребенку игру «Угадай эмоцию», «Изобрази эмоцию».
«Волшебные предметы»
Цель: Повышение самооценки тревожных и не уверенных в себе детей. Снятие у ребенка чувства скованности, зажатости.
Описание: С помощью волшебной палочки, ребенок перевоплощается в разных героев, тем самым поднимая настроение себе и другим детям.
Зона коммуникативного развития
Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития находятся игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
«Дидактические игры»
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Описание: Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции».
Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.
«Коврик дружбы»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, обучение детей бесконфликтному общению. Развитие навыков сотрудничества.
Описание: Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся используя мирилки.
«Ласковое солнышко»
Цель: Развитие коммуникативных навыков.
Описание: Если ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их на палочку. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребё нка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова.
«Коробочка со сказками»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.
Описание: Ребенок может самостоятельно сочинять и выкладывать сказку на пано, а может пригласить для игры друзей и разыграть сказку по ролям. Разыгрывая сказку, неуверенный ребенок может брать на себя главные роли, тем самым повышая свою самооценку.
В нашей группе уголок уединения появился сравнительно недавно, но уже стал любимым местом, где создается легкое и хорошее настроение, где ребенок может оставить негативные эмоции, побыть наедине с самим собой, успокоится и расслабиться. Благодаря уголку уединения, ребята стали сплоченными, доброжелательными отзывчивыми друг к другу, стало меньше конфликтных ситуации. Застенчивые дети, стали более уверенными в себе, активнее идут на контакт со взрослыми и детьми.
Уголок уединения это и настоящий помощник для воспитателя в группе, педагог может предложить ребёнку пройти в зону уединения, если видит, что он не справляется со своим эмоциональным состоянием (чрезмерная агрессия по отношению к другим детям, затянувшиеся переживания по поводу разлуки с родителями, ярко выраженное нежелание контактировать с другими детьми, сильная застенчивость, найти индивидуальный подход к каждому ребенку.