Лукина Наталья
Консультация для педагогов «Роль педагога в экологическом воспитании ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница жизни, а впереди — взросление и самостоятельная жизнь. Мы, воспитатели, стремимся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками. Для этого в своей работе применяем различные виды деятельности: игра, наблюдение, экспериментирование и т. д. Одним из видов деятельности является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, т. е. экологическое воспитание.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль педагога в экологическом воспитании ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Термин «экология» происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.
Почему же эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия.
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, согласно которому, одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ является эко-среда: Экологическое воспитание должно осуществляться в специально созданных условиях – в экологической предметно-развивающей среде.
Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
Экологическое воспитание дошкольников опирается на чувственное познание мира, опыт общения с природными объектами; на развитие эмоций, способности сочувствовать, сопереживать, заботиться, удивляться, ощущать красоту окружающего мира и выражать свои переживания.
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Следовательно, экологическое образование и воспитание должны начинаться как можно раньше – в дошкольном возрасте, в это время происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии ребенка – формирование личности.
Главной задачей в дошкольном экологическом воспитании зародить семя правильного, бережного отношения к окружающему миру. Природа — эта живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для неё ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети — это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за все живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в любой экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Человек — сам часть природы. Сущность экологического воспитания состоит не только в том, чтобы передать знания о природе и человеке как субъекте окружающего мира, но и формирование мотивов, ориентирующих действия о природе и поступки человека на гуманистические отношения с природой и самим собой. Экологическое воспитание направлено на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящих и будущих поколений.
Цели экологического воспитания :
• Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
• Воспитание основ экологической культуры личности;
• Формирование начал экологической культуры;
• Формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи экологического воспитания :
• Развитие у детей опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности;
• Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
• Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы;
• Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами;
• Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природой.
Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Именно педагог, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе стала совместная деятельность взрослого и ребенка.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение – ведущий метод экологического воспитания, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.
Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
Так же, в своей работе по экологическому воспитанию детей, педагог должен использовать различные формы обучения. Необходимо внедрять интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, литературы, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Игра - это очень важный метод экологического воспитания. Существует несколько видов дидактических игр: настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры. Настольно-печатные игры, это игры направленные на развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение). Игры с предметами – это игры с различными материалами (мозаикой, листочками, шишками и т. д.). Словесные игры направлены на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь. Игры с природным материалом. Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, порой его создают, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике в своей игре. Дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.
Экскурсии являются очень важным звеном в развитии экологического воспитания. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать возможность ребёнку принимать активное участие за животными (покормить, почистить клетку, привлечь к созданию условий для них от холода.
Огромное значение в экологическом воспитании имеет исследовательская деятельность – проведение опытов, наблюдений. Они по своему содержанию доступны, выразительны и поучительны. Эти игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, повышению экологической грамотности. Экологические эксперименты, игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности. В процессе обучения происходит воздействие на все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок должен иметь возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Большое внимание уделяю общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми на лугу, на территории детского сада. При таком комплексном подходе в работе у детей развивается кругозор, наблюдательность, сенсорика; дети учатся устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, обнаруживать причины и следствия; развивать различные формы общения: рассказ, описание, диалог.
Труд детей в природе расширяет кругозор, они знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.
Оптимальным для экологического воспитания детей в детском саду является проведение различных экологических проектов «Посади дерево!», «Чтобы слышалось пение птиц!», создание экологической тропы «Хозяева леса», совместные экологические игры с родителями, акция «Сделаем свою площадку во дворе цветущей». При проведении экологических праздников, необходимо устраивать выставки рисунков, поделок, плакатов, с помощью которых дети получают представление о масштабности экологического движения.
Детский сад необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создаёт необходимые условия для экологического, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития воспитанников.
Педагог прививает дошкольникам такие ценности как : родная земля, заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. Значительную помощь в развитии экологических знаний, экологическом воспитании могут оказать педагогам родители. Так как многое зависит и от родителей, они не задумываются над тем, как ведут себя дети на природе (в лесу, парке и т. д.); не обращают внимания на то, что дети срывают охапками цветы для букетов, разоряют муравейники, ломают ветви деревьев.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Таким образом, при тесном взаимодействии воспитателя с родителями необходимо привить ребенку главные принципы жизни его в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: Что я хочу сделать? Зачем мне это нужно? Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
5. «Подумай о последствиях!»
Литература:
1. «В союзе с природой» / Л. И. Грехова — М. : Сервисшкола, 1999 г.
2. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», под ред. Н. В. Алешиной, 2016 г.
3. Егорова О. П. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : Учебное пособие для педагогов ДОУ. – М. : Мнемозина, 2016.
4. Казаручик Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. — 2005. — № 2. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. — 2002. – № 10.
5. Ковинько Л. В. Секреты природы — это так интересно! — М. : Линка-Пресс, 2018 г.
6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2002 г.
7. Николаева С. Н.» Как приобщить ребенка к природе». – Екатеринбург: 2014.
8. Рыжова Н. М. «О программах экологического образования дошкольников». – М. : Герда, 2015.
9. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. — 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2019 г.