Этери Эжишвили
Консультация для педагогов «Шепотная речь в исправлении заикания у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Первые упоминания об ограничении речи встречаются в описаниях Демосфена, который, как известно, и сам страдал заиканием. Он использовал помимо медицинского лечения и дыхательных упражнений также подражание образцу. Он припоминал слова, выражения, интонации и старался повторить их в уме. Также он использовал немую декламацию, т. е. упражнения в беззвучном мысленном произнесении слов. С этой целью он изолировал себя от общества и пребывал в пещере.
Устранение зрительных и слуховых впечатлений, а также мышечных ощущений облегчало работу мышления, поэтому пещерные сеансы можно назвать упражнениями в мысленной речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Шепотная речь в исправлении заикания у детей“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Целий Аврелиан также говорил о необходимости упражнений в мысленной речи, начиная с одной буквы через слова и до специально подобранных фраз.
Итар для исправления заикания предлагал молчание или поручение ребенка няне-иностранке для уменьшения его речевой активности.
И. А. Сикорский, говоря о рациональном лечении заикания, выделяет шепотную речь, как один из подразделов сложной гимнастики речи наряду с отраженной речью, чтением, умственной речью, импровизацией и беседой.
Вступлением к гимнастике речи должен служить период молчания, который помогает ослаблению заикания. Об этом говорил Демосфен, уходя в пещеры, Итар, рекомендуя детям нянь-иностранок, с целью приостановления обмена мысли ребенка.
Систематически период молчания введен в практику Шервеном. Он определи срок молчания около 3 – 4 дней – недели, а затем от 2 до 5 дней шепотной речи.
После периода молчания, по мнению И. А. Сикорского, переходят к гимнастике речи. Как один из разделов гимнастики речи он выделяет шепотную речь.
Шепотная речь в значительной мере предохраняет от заикания и дает возможность приостановить даже тяжелое заикание.
Шепотную речь применяют с целью воздержания от обычной громкой речи, не лишая при этом возможности поддерживать необходимый обмен мыслей с окружающими. По своему влиянию на ослабление заикания шепотная речь равносильна молчанию.
В соответствии с концепцией Н. П. Бехтеревой, заикание можно охарактеризовать как устойчивое патологическое состояние. Режим молчания помогает дестабилизировать, разрушить его путем стирания рефлекса и последующего создания новых связей, приводящих нарушенные процессы к норме.
Иначе говоря, режим молчания способствует снятию чрезмерной возбудимости и исключению на время привычки ускоренной и неверной речи. Тем самым он готовит нервную систему ребенка к формированию правильного речевого навыка.
Основными задачами периода шепотной речи являются : работа над постановкой дыхания; развитие мышц лица через релаксацию; воспитание слухового внимания; воспитание слуховой памяти; воспитание зрительного внимания; воспитание произвольного поведения: выдержки, самоконтроля, сосредоточенности; развитие мелкой и артикуляционной моторики; обучение релаксации.
Г. А. Волкова пишет, что переход от режима молчания к шепотной речи происходит постепенно. В этот период желательно, чтобы все окружающие ребенка взрослые говорили шепотом.
Она отмечает, что этот период достаточно ответственен и труден в организационном отношении. При этом досуг дети должны проводить в играх преимущественно настольных дидактических, т. к. творческие игры могут привести к громкой речи.
Г. А. Волкова сообщает, что во время воспитания шепотной речи продолжается закрепление навыков правильного речевого дыхания и расслабления. При этом в работе используются глухие согласные звуки. Также продолжаются занятия по развитию звуковой культуры речи.
И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская говорят о том, что в период ограничения речи необходимо ограничить контакты детей с новыми людьми, количество зрелищных мероприятий. Также важно исключить ситуации, которые заставляют детей волноваться и много разговаривать.
По окончании режима ограничения речи педагоги совместно с учителем-логопедом анализируют итоги, в соответствии с которыми строят дальнейшие занятия.
Литература
1. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983. – 144 с.
2. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М., 1984. – 175 с.
3. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб., 2001.
4. Сикорский И. А. Заикание. – М., 2008. – 191 с.