Елена Смирнова
Консультация для педагогов «Роль трудовых поручений в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое поручение — это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива. В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности поручения имеют ряд особенностей: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Трудовые поручения предоставляют широкие возможности для индивидуальной воспитательной работы с детьми.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль трудовых поручений в воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В средней группе в начале года вводится дежурство по столовой, а во второй половине года дети принимают участие и в подготовке к занятиям. Кроме того, дошкольники получают разные поручения по труду в уголке природы, на участке. Изучив возможности детей своей группы, я начала организовывать трудовые поручения с простых заданий индивидуального характера. При этом ставила определенную цель: воспитывать умение выполнять задание независимо от того, интересно оно или нет. Чтобы добиться успешного выполнения поручения, предварительно показывала и объясняла важность его. Так, вовлекая в дежурства по занятиям, учила, как готовить столы, обращала внимание на то, что материал на столах надо раскладывать правильно и красиво. Или, давая ребенку задание расставить игрушки на полках в шкафу, предварительно показывала, как их расположить, поясняя, куда какую игрушку нужно поставить, чтобы было удобно потом взять. Когда дети запоминали, как надо располагать игрушки, сопровождала задание лишь словесным указанием: «Миша, поставь, по-жалуйста, машины красиво». Выполнение трудовых поручений постоянно контролировала.
Дети еще многое не умеют делать, поэтому старалась упражнять их в овладении определенным навыком. Например, говорила после занятия: «Кирилл, ты помоешь кисточки, а ты, Алена, — розетки». Зная, что Кирилл моет у кисточек только палочки, объясняю ему: «У кисточек хорошенько помой ворс, чтобы не оставался клей».
Во второй половине года, давая детям поручения, активизирую их деятельность вопросами: «С чего ты начнешь работать?», «Как правильно протереть листья у фикуса?» и т. п.
Когда дети накапливали некоторый опыт, предлагала им трудиться небольшими группами. Например, даю задание Лизе, Антону и Ане протереть стульчики, предварительно разъясняю приемы работы (как следует держать тряпку, как ее выкручивать) и последовательность выполнения действий. Если дети не доводят начатое дело до конца, пытаюсь выявить причину и помочь им. Часто нежелание трудиться вызвано тем, что у ребенка не все получается и поэтому пропадает интерес к делу. Например, Егор, Тимирлан, Миша и Даниил получили задание протереть крупный строительный материал, причем сделать это надо аккуратно, не испачкать одежду и красиво расставить кубики на ковре. Я распределила обязанности между детьми: один должен подавать кубики, двое протирать их тряпочкой, один раскладывать на ковре. Егор и Тимирлан протирали кубики, и у Егора кубик постоянно выскальзывал из рук. Он нервничал, спешил и вдруг объявил: «Я не хочу вытирать кубики, я хочу складывать их». Мальчик объяснил, почему он не хочет выполнять данное поручение : «Кубики скользкие и падают». Тогда я предложила Егора посмотреть, как протирает кубики Тимирлан: «Обрати внимание: Тима не спешит, он кладет кубики на стол и аккуратно протирает
вначале одну сторону, затем другую, поэтому кубик у него не падает». Егор заинтересовался. Первый кубик он протер с моей помощью, а следующие уже самостоятельно. Когда кубики были уложены на ковре, Егор всем говорил: «Вот какие кубики стали чистые, это мы их вытирали». В следующий раз Егор сам изъявил желание протирать кубики. «Я умею это делать», — сказал он.
Давая оценку труда детей, я старалась применять разнообразные приемы: поощрение за старание при выполнении трудового поручения, привлечение внимания всего коллектива к работе отдельных детей: «Посмотрите, как Тимирлан и Егор чисто протерли кубики». Использовала игровые приемы, приносила в группу полюбившуюся детям игрушку: зайца, медведя, обезьяну, красивую куклу.
Игровой прием помогал заинтересовать малоактивных детей. При оценке труда старалась находить что-то положительное в их деятельности даже тогда, когда ребенок не совсем самостоятельно справился с заданием: «Молодец, Илья, ты сегодня сразу подошел, когда я тебя позвала, и мы с тобой убрали игрушки на место».
Особо старалась отметить тот факт, когда ребенок оказывал помощь своим товарищам. Например, дети собираются на прогулку. Алиса выворачивает колготки на лицевую сторону и показывает Даше, как правильно их надевать. Я обращаю на это внимание всех ребят: «Посмотрите, как Алиса помогает Даше одеваться. Молодец, Алиса!» После этого многие дети стараются чем-нибудь помочь товарищам: завязать шнурки, застегнуть пуговицы.
Организуя трудовые поручения, подбираю такие, которые способствуют нравственному воспитанию детей. Например, ребенок затрудняется что-то выполнить и не может самостоятельно довести начатое дело до конца. Я прошу другого ребенка помочь своему товарищу закончить работу. Приучаю детей проявлять внимание друг к другу, оказывать помощь, быть в обращении вежливыми.
Большое значение в нравственном воспитании имеет труд в природе, где дети сами ухаживают за растениями, за рыбками, птицами, приучаются к ответственному выполнению своих обязанностей.
Давая детям поручения в уголке природы и следя за их выполнением, стараюсь поощрять проявление трудолюбия, стремление действовать самостоятельно, оказывать помощь товарищам, испытывающим затруднения.
С наступлением весны дети принимают активное участие в труде на огороде, в цветнике. Весной мы посеяли редис, петрушку, свеклу. Летом дети с большим желанием ухаживают за ними: пропалывают, поливают, рыхлят. Работая на огороде, они учатся помогать друг другу: вместе несут ведерко с водой, носилки с землей для грядки. Все это укрепляет дружеские привязанности, повышает интерес к труду.
Работа, проводимая в детском саду, должна находить свое продолжение в семье. Чтобы закрепить у детей такие качества, как желание трудиться, готовность сделать что-нибудь хорошее для окружающих, проявление внимания друг к другу, оказание помощи при выполнении трудовых поручений, мы проводим работу с родителями по организации трудовой деятельности детей дома. Рассказываем папам и мамам о роли трудовых поручений в воспитании детей, рекомендуем для чтения соответствующую литературу, советуем, какие трудовые поручения целесообразно давать детям дома. Совместная работа детского сада и семьи приносит положительные результаты в деле формирования у дошкольников трудовых навыков и умений, воспитывает чувство ответственности за порученное дело.