Дозорова Оксана Сергеевна
Консультация для педагогов «Растим патриотов»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов "Растим патриотов"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота
Публикация «Консультация для педагогов „Растим патриотов“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать то место, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным селом, городом и родной страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Этот процесс не может проходить от случая к случаю.
Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах родины;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо родины.
Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.
Как достичь положительного результата:
Предлагаю
1. создание условий в ДОУ при ознакомлении детей
-оформление патриотического уголка в групповой комнате: должно быть разнообразие методических экспонатов:
-наличие картотек, фотографии семьи, символики России и т. д.
Должно соответствовать содержание возрасту детей
- доступность свободного пользования
- эстетичность в оформлении
наличие игр и пособий для организации с детьми
- дидактические игры
-настольно - печатные игры
-атрибуты к сюжетно – ролевым играм
-иллюстративный материал
Рекомендации для воспитателей по организации ознакомления детей с историей военных событий и подвигом защитников Отечества:
- Работу по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
- Занятия проводятся на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, фотографий, традициях.
-Привлечение к работе родителей их помощь возможна в изготовление плакатов, рисунков.
- Проведение мероприятий для родителей (семейные вечера, тематические выставки, выставки рисунков, плакатов, консультации и рекомендации, анкетирование)
С детьми проводить различные беседы, например: Беседа о домашних адресах.
— Ребята, мы с вами живем в селе, где много улиц и домов. Чтобы люди знали, что где находится, существует адрес. Что такое адрес? (Это название улицы, номер дома и квартиры.)
— Кто знает свой домашний адрес? Кто знает адрес детского сада? (Ответы детей.)
—Зачем вам нужно знать домашний адрес? (Ответы детей.)
Можно воспитателю предложить несколько проблемных ситуаций:
—Представьте, что вы остались дома с бабушкой. Бабушке стало плохо.
Она просит вас вызвать скорую помощь. Что вы сделаете? (Так же можно разыграть с ребенком диалог.)
— Скорая слушает.
— Моей бабушке плохо.
— Где вы живете, назовите адрес. (Ребенок называет домашний адрес. Если ребенок не называет адрес, воспитатель обращает внимание детей на то, что он не сможет вызвать скорую помощь, если не знает адрес.)
— А представьте себе, что вам нужно вызвать пожарных. Сможете вы это сделать, если не знаете адрес?
Воспитатель предлагает детям, которые еще не знают свой домашний адрес, обязательно его выучить.
Можно провести беседу с детьми о таланте русского народа
НАПРИМЕР:
— Ребята, я хочу вам рассказать о том, что русский народ очень талантлив. А в чем проявляется талант русского народа? (Много мастеров, которые делают красивые предметы народно-прикладного искусства; много интересных сказок и т. д.)
— Сегодня я хочу вам рассказать об еще одной талантливой черте русского народа. Русские люди всегда очень любили петь. Русские народные песни очень красивые, мелодичные. Особенно любили русские люди петь, водя хороводы. Вспомните, какие русские народные песни вы пели на музыкальном занятии, как водили хороводы? А сейчас давайте мы с вами послушаем еще одну русскую народную песню. (Предлагает послушать в записи неизвестную детям русскую народную песню.)
Так же можно провести множество игр, связанных с патриотическим воспитанием, например:
Игра. «Путешествие по родному селу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они будут на автобусе по своему родному селу. Поэтому нужно выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать. Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей. Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во время путешествия показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей города, с которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся и что это такое
Игра «Узнай, где я нахожусь»
Цель.
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села.
Народные традиции. Рассказ о Новогоднем празднике
Воспитатель беседует с детьми о том, что у каждого народа; есть свои праздники традиции. И даже один и тот же праздник многие народы отмечают по-разному. Например: В России с давних пор любят Новый год.
-А как можно узнать, что наступил Новый год? (Ответы детей.) Да, по красиво украшенной елке. А почему на Новый год украшают елку? (Предположения детей)
— Обычай украшать на Новый год елку (В те далекие времена люди считали, что в елях скрываются разные духи. И чтобы задобрить их, чтобы они в следующем году не делали людям ничего плохого, на елку вешали конфеты, игрушки, а под елку клали разные подарки. Люди собирались в лесу вокруг наряженной елки, зажигали вокруг нее костры и пели, веселились, плясали.
Главными героями новогоднего праздника в России являются Дед Мороз и Снегурочка. Наш Дед Мороз сначала был сердитым, суровым — Дедом, который приносил зимнюю стужу. Но постепенно он превратился в доброго Деда Мороза, который приходит к нам в новогоднюю ночь с мешком подарков.
А кто приходит вместе с Дедом Морозом? (Снегурочка.) Да, Снегурочка — это наша русская девочка, внучка Деда Мороза. В других странах такой новогодней героини нет. Придумал ее русский народ в своих сказках Снегурочка с тех пор стала приходить на новогодний праздник вместе с Дедом Морозом.
Важно ознакомление детей с историей военных событий и подвигом защитников Отечества:
- Работу по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
Память о военных событиях, героизме, мужестве людей, которые отдали свою жизнь за Родину и мирное небо над нашей головой, воспитание уважения к тем людям и подвигам, является неотъемлемой частью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Привитые с ранних лет любовь и уважение к родной земле, близким и окружающим людям, позволяют вырасти человеку ответственным, гуманным, верным своей Родине.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города, своего села.