Ирина Шалган
Консультация для педагогов Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим детей с патологией зрения.
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости, является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и педагогов. В Декларации ООН по правам человека закреплено право родителей на воспитание детей и подчеркнута ответственность за здоровье и благополучие ребенка.
Появление в семье ребенка, имеющего зрительный дефект, почти всегда вызывает у родителей сильный эмоциональный стресс, порождает тревогу, растерянность перед неопределенностью перспектив развития младенца. Сможет ли ребенок нормально развиваться? Как скажется снижение зрения на умственных способностях? Однако первоочередным является вопрос: «Можно ли вылечить ребенка и восстановить зрение?»
Публикация «Консультация для педагогов Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим детей с патологией зрения,» размещена в разделах
- Зрение, глаза. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривается, в основном, через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимися воспитания ребенка. Однако, как свидетельствует практика, такое воздействие несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным, т. к. исключается один из аспектов, а именно: родители ребенка. Решение проблемы социальной адаптации семей, имеющих детей с особыми потребностями в развитии, следует искать в сфере реализации коррекционного и педагогического воздействия не только на ребенка, но и на родителей. Известно что рождение ребенка с проблемами в развитии коренным образом изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов длительное психо-патогенное воздействие. Это относится и к родителям детей с тяжелыми патологиями зрения.
В результате наблюдений за внутрисемейными отношениями данной категории детей, нами были выделены следующие типы неблагоприятного воздействия родителей на ребенка.
1. Существенную психолого-педагогическую проблему представляет воспитание детей со зрительными дефектами в атмосфере излишней опеки. Взрослые члены семьи ни к чему его не приучают, предохраняют от малейших усилий, предупреждают любое желание. Часто излишняя опека сопровождается проявлением чрезмерной любви к ребенку, захваливанием, переоценкой его способностей. При таком характере отношений ребенок превращается в избалованное существо, не готовое к будущей самостоятельной жизни. У него формируется чисто потребительская психология, тормозится образование необходимых качеств личности: трудолюбия, самостоятельности, чувства личной ответственности и инициативы. Возникают препятствия для формирования важнейших личностных образований: воли, эмоциональной сопротивляемости к различным жизненным препятствиям.
2. Второй вариант неблагоприятного внутрисемейного общения определяется чрезмерно-подавляющим, деспотическим поведением родителей по отношению к своему ребенку. Такие родители игнорируют трудности ребенка, вызванные нарушением зрения. В результате у ребенка развивается неприязнь, открытое неповиновение. Авторитарные родители страдают эмоциональной «глухотой», что затрудняет их понимание ситуации, в которой находится ребенок со зрительной патологией. В таких семьях дети растут несамостоятельными,подавленными, у них развивается агрессия и негативизм. Ребенок тяжело идет на контакт с педагогами, хуже поддается процессам адаптации, коррекции и лечения.
3. Третий тип внутрисемейного общения характеризуется общим эмоциональным отчуждением родителей и других членов семьи от ребенка с патологией зрения, что приводит к отсутствию взаимопонимания. У таких детей не формируется потребность в общении, они живут в своем внутреннем мире. Обстановка эмоционального отчуждения создает у ребенка чувство вины, неполноценности, раннюю глубокую тревожность. Такие дети не могут развить в себе
адекватное чувство собственного достоинства, их самооценка занижается.
Опыт специалистов нашего детского сада показывает, что родители, стремясь решить проблему с помощью медицины,забывают о необходимости уделять внимание психическому развитию своего ребенка. Путь ребенка с особыми педагогическими проблемами труден и помочь ему преодолеть препятствия на этом пути должны, в первую очередь, родители, создавая адекватную среду для своего малыша. Изучение взаимодействия педагогов и родителей нашего детского сада выявило, что родители недостаточно образованы в плане педагогической грамотности.
Таким образом перед педагогами МБДОУ встали следующие задачи:
Решение этих задач проводится по следующим направлениям;
-Изучение трудностей в отношениях между родителями и детьми в семье и разработка на их основе способов и методов психолого-педагогической помощи семье;
-Помощь родителям в переоценке жизненных ценностей путем приобщения их к работе детского сада, к личному участию в оказании коррекционной помощи своему ребенку.
-Переориентирование родителей на психологию ребенка с проблемами в развитии и на создание полноценных условий для его развития и адаптации.
По данным направлениям в МДОУ планируются и проводятся следующие формы работы:
При поступлении в детский сад проводится анкетирование родителей, беседы с психологом об особенностях поведения и развития ребенка. Родителям задают вопросы, направленные на выявление психофизиологических особенностей, сформированости навыков и умений. Выясняется характер взаимоотношений внутри семьи. Чтобы ребенок и родители ощутили эмоциональный комфорт, еще до поступления в детский сад, ребенка с мамой и папой приглашают познакомиться с группой, педагогами и сотрудниками.
Проводится психолого-педагогическое консультирование родителей на родительских собраниях, семинарах-практикумах, в индивидуальных беседах, где родители обучаются определенному набору специальных методик, форм и приемов работы, используемых в практике коррекционной педагогики. В практику детского сада прочно вошло проведение дня открытых дверей, открытых занятий. Часто родители приглашаются дефектологами на индивидуальные коррекционные занятия, где родители видят направление работы и приемы, которые необходимо применять конкретно к их ребенку для закрепления коррекционных процессов.
Все родители приглашаются на дискуссионные встречи с педагогами и психологом по тем вопросам, которые вызывают беспокойство.
Хорошие результаты дает такая форма работы с родителями как ведение тетради домашних заданий.
Два раза в год в детском саду проходят книжные выставки и открытые чтения, где родителям предлагают специальную литературу по вопросам лечения, обучения и воспитания детей с патологией зрения.
Каждый год в нашем детском саду проводятся нетрадиционные праздники: «Все звезды мамам», «Фабрика звезд», «Мини-мисс» и. т. д., где дети выступают вместе с родителями. Такая форма работы позволяет снять закомплексованность не только детей, но и родителей, помогает им реализовать свои творческие планы, ближе узнать своего ребенка. Игровые ситуации в ходе этих праздников позволяют родителям лучше прочувствовать воспитательную ценность и радость общения с ребенком.
В МДОУ проводится фотосъемка и аудиовидеозапись всех форм работы с детьми. Полученные материалы используются в ходе проведения родительских собраний и для оформления тематических выставок.
В настоящее время мы планируем ввести такую форму работы с родителями, как непосредственное участие родителей в лечебно-коррекционном процессе. Такая необходимость вызвана тем, что при поступлении в детский сад, детям 3х летнего возраста назначается ортоптическое лечение. Однако использование традиционных ортоптических методов в младшем дошкольном возрасте наталкивается на определенные трудности. Требования которые предъявляет к ребенку работа на лечебной аппаратуре, нередко опережает уровень его развития, а сформированные навыки и умения оказываются недостаточными и лечение проходит неэффективно.
Такое несоответствие офтальмологических требований и уровня подготовленности ребенка приводит к увеличению времени овладения методикой лечения. В связи с этим возникает необходимость специальной подготовки детей младшего и среднего возраста к аппаратному лечению.
Именно поэтому, до недавних пор лечение детей 3х-4х лет на аппаратах не практиковалось. и начиналось только с 5-6 лет. За это время у детей успевали закрепиться неправильные условно-рефлекторные связи, и это осложняло процесс коррекции. Установлено, что бинокулярное зрение формируется быстрее, если дети проходят предаппаратную подготовку. И лечения косоглазия у детей, поступивших в специализированный детский сад, полезно начинать сразу вслед за лечением амблиопии, не допуская перерыва.
Именно в этом процессе существенную помощь могут оказать родители. При поступлении в МДОУ родителям детей 3-4х лет, предлагаются специальные игры и упражнения на каждый день для развития у детей зрительного восприятия, внимания памяти, образного мышления, навыков слияния и выделения, для развития двигательной функции глаза. Родителям даются специальные рекомендации по проведению такой работы. Родителям предлагаются также завести дневник наблюдений за зрением своего ребенка. Где каждый день отмечаются результаты проделанной работы и фиксируются изменения, которые происходят в развитии ребенка.
Такая планомерная и регулярная работа с родителями позволяет успешно провести:
Такая совместная работа медиков, педагогов и родителей позволяет максимально развить у маленького ребенка зрительные функции, умения и навыки, необходимые для успешного лечения на аппаратах, что в дальнейшем благоприятно сказывается на развитии зрительного восприятия и остроте зрения.
коррекцию внутреннего психологического состояния родителей ребенка с проблемами в развитии;
коррекцию взаимоотношений между матерью и ребенком: снять негативизм, агрессию, необъективную оценку поведения ребенка;
обучить родителей методам и приемам, которые используются в работе с данной категорией детей.
нацелить родителей на понимание проблем своего ребенка, исключить ожидание чуда, которое сделало бы его совершенно здоровым и переориентировать их на планомерную работу по оказанию помощи в развитии, воспитании и социальной адаптации своих детей.