Ирина Бельская
Консультация для педагогов «Психологическая особенность детей первой младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическая особенность детей первой младшей группы»
(2 - 3 года)
Все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само привлекло его внимание, запоминается то, что само запоминается.
Публикация «Консультация для педагогов „Психологическая особенность детей первой младшей группы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Ребенок 2 - 3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Для детей характерны низкие пороки сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности адаптации к детскому саду и обучению. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, теснота пояса колгот или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т. д.
Общение у детей данного возраста носит ситуативно-деловой характер. Взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «деловые» качества взрослого и, следовательно деловые мотивы общения выходят на первый план.
В комнате может находиться много интересных игрушек, но ребенок не будет обращать на них внимания и будет скучать среди этого изобилия. Но как только взрослый (или старший ребенок) возьмет одну из игрушек и покажет, как можно с ней играть – как можно двигать машину, как может прыгать собачка, как можно причесывать куклу, все дети потянутся именно к этой игрушке, она станет самой нужной и интересной.
Это происходит по двум причинам. Во-первых, для ребенка взрослый остается центром предпочтения, в силу чего он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочитаемыми потому, что они – в руках взрослого. Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Сами по себе игрушки (как и вообще любые предметы) никогда не подскажут, как ими можно играть или пользоваться. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с этими предметами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно делать с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка со взрослым. Потребность в сотрудничестве является основой для ситуативно-делового общения.
Ситуативно-деловая форма остается главной в общении ребенка со взрослым на протяжении всего раннего возраста (до трех лет).
Значение этой формы общения для психологического развития ребенка огромно. Оно состоит в следующем.
Во-первых, в таком общении ребенок овладевает предметными действиями. Учится пользоваться бытовыми предметами – ложкой, расческой, горшком, играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д.
Во-вторых, здесь начинают проявляться активность и самостоятельность ребенка. Манипулируя предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению.
В-третьих, в ситуативно-деловом общении с взрослым появляются первые слова ребенка. Ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т. е. произнести слово.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому; и правильному, и не правильному.
Сверстник еще не представляет для такого малыша особенного интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребенок завладел вниманием мамы (воспитателя, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот на скатерть и т. д.
Малыш 2-3 лет не может понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство.
Поэтому очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира.
В качестве резюме отмечу самые важные психологические особенности детей 2-3 лет :
- им присуще наглядно-действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, т. е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
- речь находится в стадии формирования;
- обучение эффективно только на фоне психоэмоциональнокомфортного состояния;
- внимание, мышление, память непроизвольны.