Ольга Лоскутникова
Консультация для педагогов «Пожарная безопасность в ДОУ и дома»
Консультация
Тема: «Пожарная безопасность дома и в ДОУ»
Подготовила: Лоскутникова Ольга Ивановна
Пгт. Селенгинск, 2020
Консультация для педагогов «Пожарная безопасность дома и в ДОУ»
Публикация «Консультация для педагогов „Пожарная безопасность в ДОУ и дома“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Консультации для родителей
- Темочки
Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещений и противопожарную грамотность взрослых. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у детей представление о правилах пожарной безопасности. Поэтому работу в дошкольном учреждении по изучению правил пожарной безопасности следует вести по трем направлениям:
1. Изучение правил пожарной безопасности сотрудниками дошкольного учреждения.
2. Профилактическая работа с детьми.
3. Разъяснительная работа с родителями.
За изучение сотрудниками правил пожарной безопасности отвечает администрация учреждения. В ДОУ регулярно (в соответствии с графиком) проводится инструктаж по правилам пожарной безопасности, раз в год – учебные тревоги, имеется вся необходимая документация и наглядность.
Для ознакомления детей с правилами пожарной безопасности и спользуются самые разнообразные методы и приемы: беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, рассматривание, наглядно-иллюстративный материал, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, моделирование игровой ситуации и многое другое. Для закрепления знаний, полученных детьми, можно организовать экскурсию в ближайшую пожарную часть. При этом не стоит забывать, что художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным.
Для младшего дошкольного возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Следует учитывать и такое важное качество как любознательность, выражающаяся в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, все потрогать, привести в действие. В 3-4 года дети просто подражают старшим: видели, как родители зажигали спички – ничего не случалось, а появление огонька заинтересовало. В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя, пожара не миновать. Поэтому одной из основных форм противопожарной работы с детьми младшего дошкольного возраста должно быть общение. Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского «Путаница». Следует обратить внимание детей на опасность спичек. Понятен для данного возраста и «Кошкин дом» С. Маршака. Можно посмотреть одноименный мультфильм с комментариями.
В среднем дошкольном возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение. В этот период интересными для детей будут произведения: «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения данных произведений с детьми проводятся беседы. Большую пользу приносят также игры, в которых присутствуют элементы правил пожарной безопасности. Очень эффективен в этом возрасте прием опосредствованного воздействия (через кукольный персонаж, игрушку, в том числе и оценочного характера.
В старшем дошкольном возрасте мотивы становятся более осознанными, возрастает интерес к миру взрослых. Дети стремятся быть похожими на взрослых. В этом возрасте ярко проявляется соревновательный мотив. Поэтому целесообразно предлагать детям соревнования с учетом пожарной тематики. Старшие дошкольники хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают огонь и спасают людей. Организуя игры-соревнования, постепенно изменяя условия игр, внося все новые элементы правил пожарной безопасности, можно ненавязчиво привить детям осторожность при обращении с огнем, заучить телефоны экстренных служб, объяснить ребенку действия на случай пожара. Для этого возраста можно организовать встречу с работниками пожарной службы. Предложить детям провести конкурс рисунков на темы: «Огонь – друг», «Огонь – враг» и т. п. Интересны будут детям художественные произведения: «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок – черный бок» И. Демьянова и другие. Организовать вместе с детьми сюжетно-ролевые игры по теме пожарной безопасности. При этом активным детям предложить стать группой спасения, а более спокойным детям – стать следственной группой и найти причину пожара.
В старшем дошкольном возрасте дети любят экспериментировать, могут сами делать выводы, находить ответы на вопросы. Детям можно предложить темы: «Зачем пожарному защитный шлем», «Опасен ли огонь», «Вулканы, почему они извергаются?» и т. п. Старших дошкольников знакомят с историей пожарной службы. При этом можно использовать сказки: «Как в селе пожарную каланчу построили», «Как Тимошка царевну спас» и другие.
Всю систему работы можно представить следующим образом:
• знакомство с профессией пожарного;
• знакомство с причинами возникновения пожаров;
• знакомство с правилами пожарной безопасности;
• знакомство со средствами пожаротушения;
• набор телефонного номера пожарной службы;
• формирование навыков общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;
• формирование навыков самостоятельности, воспитание ответственного поведения.
Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности должно проводиться и в семье. Практика показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами пожарной безопасности. Зачастую, спички дома хранятся в доступных для детей местах, малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плитам. Поэтому воспитателям надо вести планомерную работу с родителями. Здесь можно использовать самые разнообразные формы: консультации, папки-передвижки, оформление наглядной агитации, анкетирование, беседы, проведение круглых столов, совместных досугов детей и родителей.
Именно такая систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей формирует у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.