Мудрова Наталья
Консультация для педагогов «Организация работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Важно научить ребенка понимать ценность здоровья для человека, стремиться к здоровому образу жизни.
Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. Именно в период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению детей. В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей. Педагоги ДОУ создают развивающую среду для детей.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. А так как большую часть времени дошкольники проводят в детском саду в процессе воспитательно-образовательной деятельности, то роль педагога в данном вопросе, его слово, личный пример являются весомыми для маленькой личности. Работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни должна вестись систематически, в тесном сотрудничестве с родителями, руководством ДОУ, специалистами (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель). В итоге, у детей, согласно примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, должно быть сформировано интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», т. е. сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, умение самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, элементарные правила здорового образа жизни. Кроме того, системная, планомерная работа по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни нацелена на решение задач, которые ставит перед педагогом образовательная область «Здоровье», а именно: дети должны усвоить основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользоваться только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви, иметь сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функций организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).
В работе педагога решению этих задач способствует предметно-развивающая среда, условия, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым : физкультурный уголок в групповой комнате с пособиями, которые стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой, спортивный зал, который оборудован всеми необходимыми спортивными снарядами и тренажерами, спортивная площадка на участке детского сада, музыкальный зал, в котором есть необходимое оборудование и материал для проведения релаксации, медицинский кабинет, в котором с помощью ростомера и весов отслеживаются изменения антропометрических данных детей.
Выполнение режима дня — средство формирования здорового образа жизни. Повтор режимных моментов, постоянство требований обеспечивают прочность знаний и навыков самообслуживания, способствуют развитию самостоятельности.
Для проведения режимных моментов необходимо создание благоприятных условий в помещении групповой комнаты, спальной: организовать сквозное проветривание, поддерживать температуру воздуха в группе 20-22°С, в спальной комнате 18-20°С.
В ходе режимных моментов для укрепления здоровья и стимулирования двигательной активности педагогом используются физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные и спортивные игры; артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика; гимнастика после сна; упражнения с массажными мячами; хождение по ребристой доске и массажным коврикам; босохождение; прием воздушных и солнечных ванн в ходе прогулок; водные процедуры и игры с водой.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, физических нагрузок. Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе непосредственной образовательной деятельности проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них необходимо обновлять 1-2 раза в месяц. Первые реакции детей на физкультминутки — улыбки и радость от того, что во время серьёзной работы вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями. Педагог рассказывает детям о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах — все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.
Для формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в работу педагога включен цикл занятий «Советы СтоОбеда», «Полезно — вредно», «О здоровье и его друзьях», «В королевстве зубной щетки»
Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей в ходе работы, необходимо заботиться и о здоровье самих детей, применять в работе здоровьесберегающие технологии : гимнастику для глаз, музыкальную терапию и т. д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно-профилактического действия.
Проводя работу по формированию здорового образа жизни, необходимо объяснять детям, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правил безопасности, что образ жизни должен быть здоровый и безопасный. Безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике, в реальной жизни, полученные знания и навыки.
Общим итогом работы является то, что у детей повышается общий уровень знаний по образовательной области «Здоровье». После того, как дети получают доступную для них информацию о бактериях и микробах, возможность рассмотреть грязную воду под микроскопом, они начинают ответственно подходить к мытью рук, подстриганию ногтей, уходу за кожей, волосами; у детей появляется понимание того, что такое правильное питание, полезные продукты, осмысленное отношение к окружающему миру с точки зрения влияния на здоровье воздуха, воды, растительности. Дети осознанно относятся к укреплению своего здоровья
У родителей появляется понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, диспутах, в ходе круглых столов, индивидуальной работы, с помощью консультаций, специальной литературы родители учатся оценивать здоровье ребенка. В «Уголке здоровья» для родителей педагог помещает рекомендации и советы о том, как правильно проводить закаливание, о проведении профилактики гриппа, ОРВИ, об организации правильного, сбалансированного питания ребенка и т. д. Это приводит к тому, что родители начинают уделять больше времени и внимания формированию у детей полезных привычек, начинают внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дает положительные результаты.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить свое здоровье, навыки здорового образа жизни, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и двигательную деятельность. При этом целенаправленно следует вести работу с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на духовное и физическое развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья, поскольку самое ценное у человека - это жизнь, самое ценное в жизни - это здоровье.
Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребенка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создания оптимальных гигиенические условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качества детского организма, профилактике различных заболеваний.
Педагоги, осуществляющие работу по формированию у дошкольников привычек к здоровому образу жизни, должны работать в тесном сотрудничестве с семьей ребенка, организовать деятельность по привлечению к здоровому образу жизни таким образом, чтобы детям было интересно.
Воспитательно-образовательный процесс следует рассматривать параллельно с оздоровительным, поскольку гармоническое развитие наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирования духовности, направленности и физического здоровья индивида.