Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Неужели, это сделано всё в Гжели!» Ко Дню Гжели на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Неужели, это сделано всё в Гжели!» Ко Дню Гжели на МААМ.
(Представленные фото из личного архива)
Как только древний человек подружился с огнем, все поменялось в его жизни: стало безопаснее находиться в окружении дикой природы, стало теплее и сытнее, человек с удивлением подмечал «превращения, совершенные огнем»: кипящая вода, вкусное мясо, тлеющие головешки, светящиеся в ночи.
Публикация «Консультация для педагогов „Неужели, это сделано всё в Гжели!“ Ко Дню Гжели на МAAM» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Древняя посуда после реставрации.
При раскопках были найдены керамические вещи: от фигурок - амулетов - оберегов, до бытовой посуды, предположительно изготовленные людьми в эпоху неолита 25 тыс. лет назад. Из глины, замешанной на воде, лепили глиняные жгуты, вплотную примазывали их друг к другу, сушили на солнце и ставили в костер. А, поскольку, глина была везде, то и КЕРАМИКА появилась почти - что одновременно в каждой археологической культуре. Со временем люди экспериментировали с сортами глины, температурой обжига, варьировали форму предмета и его украшения росписью и цветом. Так, Гончарное дело, превращенное в Искусство Керамики - стало самым древним на Земле.
У Керамики 3 разновидности: 1. Фаянсовая посуда, непрозрачная, с толстыми стенками. Не покрытая глазурью, она пористая, не очень пригодна для хранения жидкости и питания. Это самый древний вид. Позже фаянсовая посуда покрывалась глазурью.
2. Керамогранит - керамика высоко обжига, не пористая. Она широко используется для столешниц, в строительстве стен, полов.
3. Фарфор – прозрачная тонкая керамика из особой белой глины, с очень высокой температурой обжига, с «глянцевым покрытием».
С VII вв. до XIV в н. э. Китай хранил тайну, придуманного здесь ФАРФОРА. В местечке Каолян («высокая гора») в свободном доступе, нашли белую глину, ее так и назвали Каолин. Китайское производство фарфора представляло «конвейер»: каждый выполнял только свою операцию, не имея права знать, что делают в соседнем доме. Рецепт фарфора знали избранные. Профессия передавалась по наследству. Китайские императоры шутить не умели и за разглашение тайны лишали жизни. Недаром называли фарфор – «белым золотом», приносящим в казну большую прибыль. Так Секрет Фарфора 7 веков был «тайной за семью печатями».
В XIV в открываются морские торговые пути: китайский фарфор вместе с другим товаром поступает в Европу. Разгадать секрет тонкого, звенящего, необычного фарфора или, «парцелина», пытаются все.
Гжельская волость, а это 27 деревень в 60 км от Москвы, в истории известная с 1339 г., издавна славилась своими красными и белыми гончарными глинами. В 1663 г. по Указу царя Алексея Михайловича, гжельскую белую глину доставляли в Москву для огнеупорной «аптекарской и алхимической посуды». Гжельские крестьяне были государственными и всегда занимались с глиной: добывали, обрабатывали, изготовляли кирпичи, гончарные трубы, изразцы, предметы обихода, детские игрушки.
И только в 1744 г. появляется Русский фарфор, автором которого стал Дмитрий Иванович Виноградов. Он нашел гжельскую глину, самостоятельно разработал технологию получения фарфора: выявил формулу фарфоровой массы – белая глина, вода, кварцевый песок, полевой шпат; сконструировал печь, и всё необходимое оборудование, определил температуру обжига, создал прозрачную глазурь… Первый русский фарфор, стал не хуже китайского. Из опаски разглашения тайны, Д. И. Виноградов был взят царицей Елизаветой Петровной под стражу, вскоре он заболевает и умирает в 38 лет.
27 деревенек – кустарных производств стали Народным художественным промыслом «Гжель». С 1899 года детишек гжельских мастеров обучали премудростям изготовления керамики, художественному мастерству росписи по фарфору и фаянсу. Со временем, на основе этих классов, мастерских, художественно – практического техникума, затем колледжа, на основе огромной истории и опыта работы с фарфором, на этой базе в 1988 году открывается Гжельский государственный художественно-промышленный институт, а 2015 году он получает высший статус Университета. «Гжель» - это 8 заводов по Производству фарфоровых изделий, здесь и частные, и государственные предприятия. Как бы ни был механизирован заводской процесс, предприятия не обходятся без женского труда. Женщин здесь большинство.
Гипсовая форма
Художник задумывает изделие. На станке вытачивает гипсовую форму, вырезая внутри объем и конфигурацию будущего изделия (чашки, статуэтки) Фарфоровая масса- это белая глина, каолин, вода, кварцевый песок, полевой шпат – 14 часов перемешивается в барабане до консистенции густой сметаны, после чего её заливают в гипсовую форму. Гипс заберет всю воду из массы, а на внутренних стенках формы останется тонкий слой будущего изделия. Чем дольше масса находится в форме, тем толще будут стенки изделия. После этого массу из формы выливают и оставляют изделие на 2 часа.
Через 2часа изделие вынимают из формы.
Швы счищают ножом, убирая все лишнее.
И затирают влажной губкой. Все сопутствующие детали изделия: крышка, ручка, носик чайника, украшение на крышке – вся эта «мелочь» имеет свою гипсовую форму.
Фарфоровая масса служит клеем для приклеивания всех деталей к изделию.
Простояв сутки изделие высохнет и посветлеет.
Печь.
Далее 1-ый обжиг – 900 градусов, чтобы изделие стало прочнее и было пористым, тогда краска лучше и быстрее впитывается.
Потом изделие покрывают краской фуксия, ее розовый цвет помогает определить незаметные мелкие трещины, сколы. Проверенное изделие получает «Фирменное клеймо».
Далее изделие расписывают окисью кобальта «Гжельскими традиционными розами». Роспись кобальтом применяется с VII века Китаем, а позже весь керамический мир пользуется этой краской. Краска серо-черная, единственная после обжига, не выгорает от высокой температуры, а становится синих оттенков, что отлично смотрится на белом.
Покрытие глазурью сохраняет рисунок. Плотно покрытое глазурью, изделие получает 2-ой обжиг. Рисунок проявится только после 2 –ого обжига.
Котик «прошел все стадии» своего преобразования. После 2-го обжига изделие дает «усадку». Глазурь и краска сплавляются воедино, образуя тонкую блестящую пленку. Изделие готово.
Вот такой путь у красивого Гжельского Фарфора.
Дошколята знакомятся с народным русским промыслом - ГЖЕЛЬ, закрепляя свои знания в рисунках и аппликациях: «розы, веточки, бутончики, листики», конструируют посуду из бумаги и папье-маше, украшая ее росписью. Рассматривая гжельскую посуду, фигурки, создают свою из глины и пластилина, участвуют в тематических развлечениях. Мы говорим детям о Творчестве и красоте труда людей, создающих эту Красоту для нас всех.
Народному промыслу Гжели в 2024 году- 685 лет.
ГЖЕЛЬ - Это бренд в нашей стране. ГЖЕЛЬ – это бренд нашей страны в мире!