Марина Колчанова
Консультация для педагогов на тему «Способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Здоровье ребё нка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразия факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма – двигательная активность (ДА).
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
В наши дни каждый человек знает, что занятия физической культурой полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей всё чаще можно встретить среди воспитанников детских садов.
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются, как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в ДОУ. Это обусловлено тем, что дети дошкольного возраста, имея высокую потребность в ДА, не всегда могут её реализовать на должном уровне. При этом нужно учитывать, что у детей самостоятельная двигательная активность к 6-7 годам всё больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, просмотр телепередач и т. д.).
Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети, как можно больше находились в движении. Придавая особую значимость роли двигательной активности в развитии дошкольника, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности :
-утренняя гимнастика;
-подвижные игры;
-физические упражнения во время прогулок;
-физкультминутка;
-оздоровительный бег на воздухе;
-ходьба по дорожкам здоровья;
-гимнастика после сна;
-индивидуальная работа с детьми.
Разберём каждую в отдельности.
Утренняя гимнастика играет большую роль в закаливании организма, повышении работоспособности детей, и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы. Формы утренней гимнастики различны: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов, ритмическая гимнастика.
С целью повышения двигательной активности детей дошкольного возраста необходимо в режимные моменты включать игры малой или средней активности. Но, в то же время, при планировании подвижных игр нужно обязательно учитывать, какая непосредственно образовательная деятельность запланирована. Если НОД связана с длительной статической позой ( например: ФЭМП, развитие речи, ИЗО, то необходимо планировать игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурная НОД, то педагог должен планировать более спокойную игру.
Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности необходимо проводить динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительных статических поз. Также могут быть физкультминутки, пальчиковые игры, психологические этюды, оздоровительные моменты с целью профилактики заболеваний органов зрения, осанки и плоскостопия.
В течение дня в ДОУ необходимо планировать прогулки: утром, днём и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
Нужно тщательно подбирать игры для прогулок с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т. д.) и содержать интересные двигательные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры - эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.
Гимнастика пробуждения (гимнастика после сна) играет немаловажную роль в повышении ДА. Упражнения выполняются из положения лёжа, и постепенно дети встают. Заканчивается гимнастика пробуждения ходьбой по «дорожкам здоровья», что тоже является способом повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре. Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Во вторую половину дня необходимо больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. С этой целью в группах целесообразно оформить центры физического развития.
Наряду с перечисленными способами повышения ДА детей немаловажное значение отводится активному отдыху. Спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники, экскурсии и походы решают задачи комплексного развития.
В двигательный режим дошкольников входят и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:
-физкультурные занятия детей совместно с родителями;
-участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ.
Таким образом, выше перечисленные способы, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.