Алёна Зверькова
Консультация для педагогов на тему «Одарённый ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Одарённый ребёнок»
Составила: Зверькова Алёна Рафаиловна
Сл 1
Добрый день уважаемые коллеги! Приветствуем вас на семинаре на тему : «Организация работы с талантливыми и одаренными детьми» ,
целью которого является совершенствование научно - методического уровня педагогов.
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Одарённый ребёнок“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сл 2 «Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться»
А. Экзюпери
Сегодня психологи признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Сл 3
По мнению А. И. Савенкова, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, т. е. в значительной мере условной характеристикой, следует учитывать всю сложность и специфику рассматриваемой проблемы (в отличии от одаренности взрослого человека). Самые замечательные способности, проявляемые в детстве, - не всегда прямое и достаточное основание для достижений в будущем; они могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.
Сл 4
Личность педагога является ведущим фактором любого обучения и воспитания. Не является исключением и ситуация с педагогом для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы педагога является глобальная личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы.
Сл 5
Существует несколько классификаций одаренности.
Можно выделить общую (или умственную) и специальную одаренность. Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Ее психологическим ядром выступают умственные (общие познавательные) способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).
Сл 6
Многие известные ученые, музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте, эта ранняя одаренность. И наоборот, не менее часто люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, в зрелом возрасте, такую одаренность называют поздней. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружающими.
Сл 7
Одаренные дети имеют свои особенности в развитии. Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и она же проявляет себя. Первичное проявление способностей в неопределимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, воспитателей, учителей – поддержать эти стремления ребенка.
Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
Сл 8
Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
Стремление доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям, стремление к совершенству является характерной чертой одаренных детей.
Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Сл 9
В заключение - хочется напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями одаренных.
Сл 10 Благодарю за внимание!
Список используемых источников:
1. Белова Е. С. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.
2. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. – М., 1992.
3. Одаренные дети. Под общ. ред. Бурменской Г. В, Слуцкого С. М. – М., 1991.
4. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.
5. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
6. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Метод. Пос. /А. А. Мелик-Пашев, З. Н. Новлянская, А. А. Адаскина, Н. Ф. Чубук. – Дубна, 2006.
7. Что такое одаренность : выявление и развитие одаренных детей. Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. – М. ,2008.
8. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М., 2004.
9. Юркевич В. С. Одаренный ребенок : иллюзии и реальность. – М., 1996.