Получи документы

Консультация для педагогов «Исследовательская практика ребёнка в детском саду»

Людмила Бабенко
Консультация для педагогов «Исследовательская практика ребёнка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательская практика ребёнка-дошкольника - это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.

Общие методические рекомендации

Публикация «Консультация для педагогов „Исследовательская практика ребёнка в детском саду“» размещена в разделах

Исследовательское обучение может присутствовать в форме действия, например, специального занятия, или как естественное продолжение обычной, традиционной для детского сада деятельности.

Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы.

Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что содержится в фильмах, написано в книгах, справочниках, энциклопедиях.

Правила выбора темы

• Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

• Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

• Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Выбирая тему, надо учитывать следущее :

1. Возможный уровень решения.

(Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей)

2. Желания и возможности.

(Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы.)

II Программирование исследовательского обучения

Общая классификация

Общая классификация тем исследований, позволяет систематизировать процесс учебных исследований. Она может быть дополнена или сокращена. Но важно, чтобы в исследовательских опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и точнее намечать новые ориентиры.

1. уровень классификации – «Общие направления исследований» :

Живая природа.

Земля.

Вселенная.

Человек.

Общество.

Культура.

Наука.

Техника.

Экономика.

2. уровень классификации – «Основные науки и виды деятельности» :

Живая природа:

• Зоология.

• Ботаника.

• Генетика.

• Природопользование (сельское хозяйство).

Земля:

• География.

• Климат.

• Строение Земли.

Вселенная:

• Галактики.

• Солнце.

• Звезды.

• Инопланетные цивилизации.

Человек:

• Происхождение человека.

• Развитие человеческого организма. Медицина.

• Психология человека.

• Деятельность.

• Выдающиеся мыслители.

Общество:

• Цивилизации.

• Государства и страны.

• История.

• Демография.

• Государственные деятели.

Культура:

• Язык.

• Религия.

• Искусство.

• Образование.

Наука:

• Математика.

• Физика.

• Химия.

• Астрономия.

• История науки.

Техника:

• Транспорт.

• Промышленность.

• Техническое конструирование и дизайн.

• Строительство.

Экономика:

• Финансы и производство.

• Деньги и торговля.

• Банки.

Систематизация информации

Для повышения информативности детского исследования и обучения ребенка умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм классификации полученных данных. Вопросы станут специфическими ключами к поиску.

Например, направление - «Живая природа», область знаний - «Зоология».

1. Где живет?

2. Чем питается?

3. Основные особенности:

• тип животного;

• класс;

• отряд;

• семейство;

• род;

• вид.

4. Поведение.

5. Кто главные враги?

Теперь предстоит только конкретизировать тему исследования ( например: медведи, попугаи, киты и др., и данные «ключи» помогут «открыть двери в неизвестное», а предложенная последовательность их изучения даст возможность систематизировать полученные знания.

С юным автором исследования необходимо обязательно обсуждать и дорабатывать список вопросов. Каждая новая тема содержит в себе что-то такое, что обязательно потребует дополнительных, специальных вопросов. Поэтому каждый раз этот список надо дорабатывать.

Уровни постановки проблемы нужно поднимать постепенно:

Педагог ставит проблему и намечает план и пути её решения, само решение предстоит найти ребенку самостоятельно.

Педагог ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

На третьем - высшем - уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются детьми самостоятельно.

Источник: А. И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду» (Издательство «Учебная литература» 2007)

Публикации по теме:

Фотоочет. Педагогическая практика в детском садуФотоочет. Педагогическая практика в детском саду Большинство воспитателей детских садов области получили базовое образование в Опочке. Основано Опочецкое педагогическое училище в 1930 году.

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду»Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сюрпризы» и казусы на утренниках в детском саду» Для каждого ребенка любое открытое мероприятие на публику, в котором он принимает участие, очень волнительно. Утренник – это всегда стресс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Исследовательская практика ребёнка в детском саду»
Опубликовано: 4 октября 2024 в 14:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Исследовательская практика ребёнка в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Бабенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД