Людмила Бабенко
Консультация для педагогов «Исследовательская практика ребёнка в детском саду»
Исследовательская практика ребёнка-дошкольника - это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.
Общие методические рекомендации
Публикация «Консультация для педагогов „Исследовательская практика ребёнка в детском саду“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Исследовательское обучение может присутствовать в форме действия, например, специального занятия, или как естественное продолжение обычной, традиционной для детского сада деятельности.
Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы.
Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что содержится в фильмах, написано в книгах, справочниках, энциклопедиях.
Правила выбора темы
• Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
• Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
• Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Выбирая тему, надо учитывать следущее :
1. Возможный уровень решения.
(Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей)
2. Желания и возможности.
(Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы.)
II Программирование исследовательского обучения
Общая классификация
Общая классификация тем исследований, позволяет систематизировать процесс учебных исследований. Она может быть дополнена или сокращена. Но важно, чтобы в исследовательских опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и точнее намечать новые ориентиры.
1. уровень классификации – «Общие направления исследований» :
Живая природа.
Земля.
Вселенная.
Человек.
Общество.
Культура.
Наука.
Техника.
Экономика.
2. уровень классификации – «Основные науки и виды деятельности» :
Живая природа:
• Зоология.
• Ботаника.
• Генетика.
• Природопользование (сельское хозяйство).
Земля:
• География.
• Климат.
• Строение Земли.
Вселенная:
• Галактики.
• Солнце.
• Звезды.
• Инопланетные цивилизации.
Человек:
• Происхождение человека.
• Развитие человеческого организма. Медицина.
• Психология человека.
• Деятельность.
• Выдающиеся мыслители.
Общество:
• Цивилизации.
• Государства и страны.
• История.
• Демография.
• Государственные деятели.
Культура:
• Язык.
• Религия.
• Искусство.
• Образование.
Наука:
• Математика.
• Физика.
• Химия.
• Астрономия.
• История науки.
Техника:
• Транспорт.
• Промышленность.
• Техническое конструирование и дизайн.
• Строительство.
Экономика:
• Финансы и производство.
• Деньги и торговля.
• Банки.
Систематизация информации
Для повышения информативности детского исследования и обучения ребенка умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм классификации полученных данных. Вопросы станут специфическими ключами к поиску.
Например, направление - «Живая природа», область знаний - «Зоология».
1. Где живет?
2. Чем питается?
3. Основные особенности:
• тип животного;
• класс;
• отряд;
• семейство;
• род;
• вид.
4. Поведение.
5. Кто главные враги?
Теперь предстоит только конкретизировать тему исследования ( например: медведи, попугаи, киты и др., и данные «ключи» помогут «открыть двери в неизвестное», а предложенная последовательность их изучения даст возможность систематизировать полученные знания.
С юным автором исследования необходимо обязательно обсуждать и дорабатывать список вопросов. Каждая новая тема содержит в себе что-то такое, что обязательно потребует дополнительных, специальных вопросов. Поэтому каждый раз этот список надо дорабатывать.
Уровни постановки проблемы нужно поднимать постепенно:
Педагог ставит проблему и намечает план и пути её решения, само решение предстоит найти ребенку самостоятельно.
Педагог ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
На третьем - высшем - уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются детьми самостоятельно.
Источник: А. И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду» (Издательство «Учебная литература» 2007)