Захарова Светлана
Консультация для педагогов «Конструктор для квест-игры по финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Конструктор для квест - игры с детьми по финансовой грамотности»
Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Публикация «Консультация для педагогов „Конструктор для квест-игры по финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Квесты по финансовой грамотности
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности, также является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, что является основным требованием ФГОС ДО. Слайд 1
Цель: активизация познавательных и мыслительных процессов участников игры. Слайд2
С задачами можно познакомиться, они представлены на экране
Задачи:
Образовательные: знакомить с новой информацией, закреплять имеющиеся знания, отрабатывать на практике умения детей.
Развивающие: развивать инициативы и самостоятельность, творческие способности и индивидуальные положительные психологические качества, формировать исследовательские навыки, самореализацию детей;
Воспитательные: формировать навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь. Слайд3
Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице).
Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего. Слайд4
Виды квест-игры
1. Одиночные,
2. Групповые.
По продолжительности:
1. Кратковременные.
2. Долговременные. Слайд5
По содержанию:
1. Сюжетные.
2. Несюжетные
По структуре сюжетов:
1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
По форме проведения:
1. Соревнования.
2. Проекты, исследования, эксперименты. Слайд6
Задания для квестов.
1. Поиск «сокровищ».
2. Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности).
3. Помощь героям.
4. Путешествие.
5. Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками). Слайд7
Как проходят квесты в детском саду?
Ведущие мероприятия заранее подготавливают местность к игре. Желательно, чтобы дети об этом не знали.
1. Определить цели и задачи
2. Выбрать место проведения игры.
3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников.
5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий (конспект).
6. Подготовить задания, реквизит для игры. Слайд8
Так же при подготовке квеста для дошкольников нужно помнить
4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем. Слайд9
Примерный ход игры
1. Вводная часть:
• приветствие и знакомство с участниками;
• легкий интерактив и физическая разминка;
• определение тематики, целей игры;
• формирование команд, их названия и выбор капитанов;
• ознакомление с правилами и непосредственно игра. Слайд10
2. Квестовая часть :
• получение первого задания, выполнение условий игры и поиск промежуточного результата;
• поочередное выполнение последующих заданий;
• небольшой перерыв в виде игровой части, танцевальная зарядка;
поиск финальных заданий, получение призов.
Работа с детьми всегда непредсказуема и если ведущий замечает, что сценарий не работает, он оставляет за собой право изменить ход игры на своё усмотрение для достижения максимально хорошего восприятия и активного участия.
И главное помнить, что сценарии таких мероприятий составляются с учетом различных факторов: возраста участников, поставленных задач и целей игры, материально-технических возможностей, места проведения, а также индивидуальных склонностей и пожеланий самих детей. Главное - чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго! Слайд11
Хочу предложить рассмотреть технологию квест-игры на примере образовательной деятельности по финансовой грамотности.
Квест – игра, на мой взгляд, это универсальная образовательная технология, которая поможет расширить представления дошкольников о деньгах. Сюжет квест-игры может быть любой. Например, дети отправляются на поиск клада, посещают разные станции, где выполняют задания по финансовой грамотности, и в конце находят сундук с шоколадными монетами. При этом цель игры должна быть понятна и интересна каждому участнику. Для этого дети должны быть знакомы с темой и иметь представление об основных понятиях, которые будут содержаться в заданиях. Слайд12
Цели квест-игры по финансовой грамотности
Цели: формирование у детей бережного отношения к деньгам Слайд13
Задачи:
• обобщить знания дошкольников на различные темы по финансовой грамотности;
• погрузить детей в атмосферу интересных заданий по знакомой им теме;
• повышать у них образовательную мотивацию, развивать логику, мышление;
• создать условия для демонстрации творческих способностей и исследовательских навыков;
• учить взаимодействовать со сверстниками, помогать друг другу в ходе квеста.
Какую тему выбрать для квест-игры
Чтобы выбрать тему для квест-игры, следует ориентироваться на тот материал, который дошкольники уже изучили и хорошо знают.
Курс по финансовой грамотности – новое направление в работе, которое предусматривает последовательное изучение материала с дошкольниками от темы к теме. Такой подход помогает сформировать у детей необходимые знания на каждом этапе воспитательно-образовательной работы по курсу финансовой грамотности и подготовить их к освоению следующей темы. Согласно методическим рекомендациям в программу обучения дошкольников основам финансовой грамотности следует включить семь основных тем. Слайд14
Темы для занятий по финансовой грамотности
Первые четыре темы в течение учебного года воспитатели изучают с детьми старшей группы. В подготовительной к школе группе дети повторяют пройденный материал, а затем изучают три новые темы. Если воспитатель только начал реализовывать программу по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе, то обучение нужно планировать все равно с первой темы «Без труда нет жизни на земле», так как у детей важно сформировать понимание того, что деньги – это результат труда. При этом педагог по своему усмотрению может расширить эту тему с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников своей группы.
Какие подобрать задания
Прежде чем выбрать задания для квест-игры, воспитатель должен определить цель – чего он хочет: чтобы дети закрепили основные понятия по конкретной теме из курса по финансовой грамотности или продемонстрировали обобщенные знания по нескольким темам. В данном случае квест - игра выступает как диагностический инструмент, с помощью которого воспитатель может провести мониторинг освоения дошкольниками программы по финансовой грамотности. Поэтому квест - игру можно проводить после того, как дети изучат отдельную тему, или в конце годового курса. В соответствии с этим задания могут охватывать содержание одной или нескольких тем.
Хочу предложить картотеку - примеры заданий для квест-игры по итогам изучения с детьми первых четырех тем. (раздать задания)
1. Карточка №1- задания по первой теме помогут закрепить у детей знания таких понятий, как трудиться, работа, заработок, профессия
2. Карточка №2- задания по второй теме напомнят детям о таких понятиях, как деньги, кошелек, копилка, монета, купюра
3. Карточка № 3- задания по третьей теме включают такие понятия, как покупка, продажа, товар, услуга, обмен, цена
4. Карточка №4- задания по четвертой теме – сберегать, копить, экономить, личные деньги, сбережения
Задания должны быть разнообразными, включать различные виды деятельности. Оптимальное число заданий для дошкольников – 6–10. Оформить каждое из заданий можно в виде ребуса, шифра, пазла, творческого задания, задания-опыта, лабиринта. Также важно продумать переходы от одного задания к другому. Для этого воспитатель может использовать в ходе квест - игры разные методические приемы: словесные, игровые и наглядные. Слайд15
Повысить интерес детей к игре поможет реквизит, например, коробочки, шкатулки, различные механизмы. Воспитатель может написать задания на отдельных листочках или использовать картинки и спрятать их в тайниках – «станциях», чтобы участники сами искали каждое задание. Чтобы внести элемент соревнования в игру, участников лучше разделить на группы.
Где и как провести квест-игру
Квест-игру лучше провести в помещениях детского сада. Так как для выполнения заданий потребуется мелкий реквизит, работать с ним на улице детям будет неудобно. Важно заранее определить, где будут находиться станции в помещении, чтобы дети свободно перемещались по маршруту небольшими группами и выполняли задания. Для этого можно задействовать игровые уголки и зоны, например «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская», «Заправка». Слайд16
Обязательный атрибут квест-игры – карта. Чтобы оформить ее, используйте ватман. Тогда изображения на нем получатся крупными, и дошкольникам будет удобно ориентироваться по карте. На ватман необходимо нанести все точки маршрута и назвать их. Названия лучше использовать игровые, необычные. Например, кафе у Бабы-яги, магазин Старухи Шапокляк. Названия можно дополнить рисунками по теме. Если по сценарию дети следуют по маршруту по готовой карте, то оставьте ватман целым. Если одно из заданий – собрать карту из отдельных частей, разрежьте ватман на части. Слайд17
Если сценарий квест-игры предусматривает участие сказочных персонажей или представителя конкретной профессии, необходимо заранее решить, кто возьмет на себя эту роль. Это может быть другой педагог, помощник воспитателя или кто-то из детей. Также в качестве персонажа можно использовать игрушку и от ее лица обращаться к участникам игры, разъяснять задания.
Ожидаемый результат этого мероприятия – желание дошкольников изучать финансовую грамоту дальше. Задача воспитателя в игровой форме заинтересовать их финансовой тематикой, заложить азы финансовой культуры. Все это позволит сформировать у дошкольников необходимые целевые установки по отношению к деньгам и систему финансовых ценностей, которая в дальнейшем поможет им стать финансово благополучным человеком.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что квест- игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО. Слайд18