Маргарита Панченкова
Консультация для педагогов «Как разнообразить подвижные игры дошкольников?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое игра? игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства, ею, умелого проведения. Ныне все педагоги отмечают снижение интереса у детей к подвижным играм. Происходит это по следующим причинам.
Публикация «Консультация для педагогов „Как разнообразить подвижные игры дошкольников?“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Во-первых, желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информации о мире. Современному ребенку доступны различные источники информации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят от-ражения в подвижных играх.
Во-вторых, воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап - совершенствование движений в подвижной игре.
В-третьих, педагоги часто рассматривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, то есть ограничивают принципом «Движение ради движения».
Количество подвижных игр практически во всех программах для ДОУ невелико. Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разучить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения.
Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Например, при организации игры «Поезд» (во второй младшей и средней группах) можно изменять ее традиционное начало («дети строятся в колонне по одному - не держась друг за друга», введя роль кондуктора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с заниженной самооценкой. Возможны и другие варианты игры «Поезд».
1. Паровоз объезжает препятствия - дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.
2. Паровоз едет через туннель - дети пролезают под дугами.
3. Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок - дети должны остановиться; желтый - идти; зеленый - бежать.
Целесообразно ввести в игру разнообразные движения детей на «станции».
Дети изображают, как они собирают грибы, ягоды, срывают дикие яблоки, переступают через колючие кусты (ходьба широким шагом, идут по кочкам (приставной шаг) и т. д.
Дети имитируют повадки обитателей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой, лисы (ходьба на носках, оленя (ходьба с высоким подниманием колен, руки скрещены над головой, зайца (прыжки с продвижением вперед, бабочки (бег с плавными движениями рук, гусеницы (ползание).
На поезде дети могут приехать в зоопарк – изображают животных; в страну загадок - отгадывают загадку и «изображают ответ»; в страну любимых сказок - изображают героев той или иной сказки.
Дети двигаются под текст стихотворения Т. Волгиной «Паровозик». Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух. Чух-чух! Чух-чух! У. у. у. у. у!
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Сто вагонов я тащу! у. у. у. у. у!
(Увеличивается скорость движения.)
Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?
- Зверюшек. Зайчиков (дети останавливаются и выполняют имитационные движения). Загудел паровоз
И вагончики повез: Чух-чу! Чух-чу!
Далеко укачу (дети садятся в паровоз).
Паровоз привозит зайчат, лягушат, медвежат, цыплят, воробьев и т. д. Дети имитируют их движения и «голоса».
«Найди свое место»
Каждый играющий выбирает себе домик: стул, круг, гимнастическую скамейку и др. По сигналу воспитателя дети выбегают на площадку, легко и стараясь не шуметь, бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свое место» возвращаются на свои места.
Варианты игры :
Дети имитируют движения: зимой мы катаемся на лыжах (ходьба широким шагом с отмашкой, на коньках (ходьба с выносом ноги в сторону, туловище наклонено, руки за спиной, лепим снежки и бросаем их («взяли снег» - наклон, двумя руками коснулись пола, «слепили снежок», «бросили» - метание, согреваемся (бег); летом мы плаваем (бег с движением рук - «брасс», ныряем (бег с остановкой и приседанием, бегаем за стрекозами и бабочками, катаемся на велосипеде).
Детей можно разделить на две команды.
«У медведя во бору»
На одной стороне площадки (зала) — берлога медведя (круг, на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит!
С последним словом медведь выбегает из берлоги и ловит (салит) играю-щих. Дети убегают в свой дом.
Варианты игры (средняя, старшая группы) :
1. Изменение места водящего (в центре зала, сбоку).
2. Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т. д.).
3. Дети имитируют движения: собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются, переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги, подлезают под корни деревьев (подлезание боком, срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх).
4. Перед берлогой препятствие: ручеек (две скакалки, через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из берлоги (подлезание под дугу).
(Этот вариант приемлем для разновозрастной группы, когда роль мишки выполняет старший по возрасту ребенок)
Разнообразить можно и игры-эстафеты. Главное в них не только совершенствование двигательных умений детей, но и развитие познавательных, сенсорных, творческих способностей. Поэтому в содержание игр-соревнований желательно включать проблемные задания, которые активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение).
Варианты игр-эстафет:
1. Выложить фигуру из физкультурного инвентаря (флажков, кубиков, кеглей, обручей, гимнастических палок и др.).
2. Выложить физкультурный инвентарь в соответствии с образцом.
3. Выбрать один кубик (с буквой) в соответствии со словом на карточке.
4. Выбрать из множества геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) одну фигуру - не квадратную и не треугольную.
5. Выбрать из множества кубиков (желтого, красного, синего цвета) кубик не желтого и не синего цвета.
6. Выбрать из нескольких карточек с изображением диких и домашних животных карточку с изображением животного Африки.
Таким образом, используя новые варианты интерес и у детей, и у педагога возрастет. «Старая» игра превратится в «новую».