Арюткина Ольга Николаевна
Консультация для педагогов «Воспитание у детей любви к природе как одно из составляющих патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воспитание у детей любви к природе, как одно из составляющих патриотического воспитания» (из опыта работы).
"Охранять природу - значит охранять Родину".
(М. Пришвин).
Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание у детей любви к природе как одно из составляющих патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Стремление человека к добру, любви, истине, красоте было во все времена. Но, сегодня, как никогда, актуальными становятся проблемы нравственно-патриотического воспитания детей. Разделить понятия «нравственность» и «патриотизм» невозможно.
Дошкольный возраст – важнейший период в нравственном становлении личности, период закладки всех человеческих начал. Этот возраст является наиболее сензитивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка. Образы восприятия в этом возрасте очень яркие и именно поэтому они надолго остаются в памяти, и, как правило, на всю жизнь.
У педагогов-практиков в процессе работы возникает множество вопросов: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять. Одной из составляющих понятия «патриотизм» является чувство любви к Родине, к родной природе. Природа близка ребенку с самого рождения, легка для его восприятия и может сильно воздействовать на его эмоциональную сферу.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие в ребенке общечеловеческих качеств личности, приобщение к природе родного края, воспитание чувства сопричастности, привязанности к окружающему.
Для формулировки цели и задач патриотического воспитания, определения дальнейшего образовательного маршрута я провела первичную диагностику. Исходя из выявленных данных, считаю, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность участвовать в жизни окружающей его действительности. Дети в полной мере способны проявлять сострадание, сочувствие происходящему вокруг, эмоционально реагировать на увиденное и услышанное, могут дать нравственную оценку происходящим вокруг событиям, тем самым, осознавая себя частью окружающего мира.
В рамках патриотического воспитания параллельно с другими решаю следующие задачи:
воспитание чувства гордости, любви, привязанности к Родине;
обогащение знаний детей о природе;
воспитание бережного отношения к природе.
С учетом индивидуальных и потенциальных возможностей каждого ребенка разработала план по нравственно-патриотическому воспитанию :
знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями
проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года
организация экскурсий в городской парк.
организация сезонного земледельческого труда в природе : посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев.
организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости
В своей работе использую:
1. Чтение художественных произведений: поэзия, проза.
2. Слушание литературных произведений в аудиозаписи.
3. Рассматривание репродукций картин художников.
4. Рассматривание фотографий и фильмов о природе родного края.
5. Знакомство с произведениями народных промыслов.
6. Слушание музыки различных жанров.
Эффективность работы достигается только в результате тесного взаимодействия участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей в нашей группе создана соответствующая развивающая предметная среда:
• экологический уголок, включающий в себя комнатные растения, оборудование для ухода за ними;
• зона коллекций семян, гербариев;
• природный материал;
• материал для детского экспериментирования;
• уголок книг, журналов и фотоальбомов о природе родного края;
• уголок природы, включающий в себя материал для наблюдения за состоянием погоды;
• дневники наблюдений «За ростом растений», «За состоянием погоды».
Участок оснащен игровой площадкой для организации детского отдыха, где растут деревья и кустарники, цветник, ягодник. За нашей группой на огороде прикреплена грядка, где весной ребята с педагогом высаживают картофель, зелень, морковь, редис и ухаживают за растения до самой осени.
В нашей группе выработана система целостного образовательного пространства на основе экологических акций: «Покорми птиц зимой», «Оформление зимнего участка», «Летняя тропа здоровья», «Посади дерево», «Экологический марафон». и т. д. Решение задачи патриотического воспитания детей нам помогает использование проектной деятельности, где есть возможность органично соединить и эффективно использовать все формы работы как с детьми, так и с родителями, глубоко погрузиться в тему, провести интереснейшие опыты и эксперименты. Наши проекты: «Лук- зеленый друг», «Ах картошечка, картошка», «Волшебница вода», «Свойства воды и снега», «Водоемы родного края», «Природа родного края»
Я уверена, что те зерна добра и любви, которые я стараюсь посеять в маленькие детские сердечки, прорастут в большие настоящие чувства и они вырастут настоящими людьми и истинными патриотами.