Ольга Сапегина
Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду. Применение и виды»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Публикация «Консультация для педагогов „Игровые технологии в детском саду, Применение и виды“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Игровые технологии – способ обучения с элементами игры, способствующий самореализации и раскрытию творческого потенциала воспитанников. Это метод обучения и воспитания, который полностью соотносится с возможностями дошкольного возраста.
Цель игровых технологий состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок успешно постигает новые знания, формирует навыки, осваивает общественные функции, характерные социуму, и соответствующие нормы поведения.
Игровая технология включает в себя следующие виды : учебные, познавательные, репродуктивные, коммуникативные
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
По характеру игровой методики — игры с правилами;
По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
По игровому оборудованию — настольные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Классические подходы в организации деятельности детей Спектр игровых технологий в дошкольном учреждении вариативен для разных возрастных групп. Игровые приемы используются во всех режимных моментах, как наиболее действенный метод активизации воспитанников.
Например, чтобы научить малышей умываться, педагог использует игрушку-зайку и потешку «Зайка серый умывается». Дети заинтересованы, стараются повторить слова и действия, постепенно овладевают навыком умывания.
Приглашая детей средней группы на занятие по изобразительному творчеству, педагог непременно использует игровую мотивацию. Например, дошкольники лепят «бублики для куклы Маши», или угощение «морковку и капусту для зайчика» и пр. Или вся группа создает «Бабушкин дворик», получив следующую задачу: «У бабушки в деревне живут кролики». Однажды она проснулась, а они все спрятались. Давайте поможем их найти. Слепим их из пластилина».
Воспитанников старшей группы вовлекают в интегрированное занятие «Путешествие в лес» или поход по «Экологической тропе», где на каждой остановке-станции дети получают доступный их пониманию объем информации.
Постепенно знания становятся интересными и значимыми для многих детей и вне игрового контекста. Они интересуются, задают уточняющие вопросы взрослым, рассматривают детские энциклопедии.
Инновационные игровые приемы
Современная действительность диктует новые формы игровых технологий. Они должны соответствовать новым веяниям общественного развития и должны быть интересны детям. Педагогу необходимо найти баланс между желанием ребенка и пользой для его развития. Поэтому в детском саду используют инновационные игровые приемы с использованием ИКТ.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – это методы с использованием мультимедийных проекторов, интерактивной доски, столов, ноутбука, электронных носителей, световых столов и т. д.
Например, дети с удовольствием рисуют на световых столах, проявляя творческое воображение. Дошкольники создают образы на песке. Стол подсвечивается снизу, что дает необычный эффект. Ребенок воодушевляется, когда получает задание, адресованное лично ему: «Создай букет цветов для мамы», «Изобрази наряд принцессы», «Можешь нарисовать свою любимую машинку?».
Интерактивные столы можно применять в работе с детьми от 3 – 4 лет. Управление сенсорное, нажимом на экран, что вполне по силам малышам. Большая рабочая поверхность помогает использовать стол не только на индивидуальных занятиях, но и групповых. В программном обеспечении интерактивного стола заложены развивающие игры, счет, рисование, сортировка по группам и т. д. Такое разнообразие деятельности развивает у детей познавательные процессы, моторику, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу.
Активно используется сюжетно-ролевая игра. Например, «Пешеходы и водители» помогает закреплять правила дорожного движения. «Супермаркет», «Поликлиника», «Корабль» дают представление о профессиях, развивают коммуникацию.
Современные игровые технологии в ДОУ
Современные ИТ. ориентируются на интересы современных детей, но при этом учитывают возраст ребенка и его психофизиологические особенности. Завоевавшие популярность в последние годы в детских садах игровые технологии :
«Квест» – ребенок учится решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов. При этом используется определенный сюжет, в основе которого перемещение по карте, маршрутному листу, с помощью волшебного клубка или экрана.
Палочки Д. Кюизинера – универсальный дидактический материал для развития математических способностей.
Логические блоки Дьенеша помогают осваивать азы математики в игровой форме.
SandArt – рисование песком на столах с подсветкой. Этот прием имеет широкий спектр возможностей: развитие творчества, эмоциональной сферы, моторики, познавательных процессов.
Современная организация игрового пространства непременно заинтересовывает дошкольников, повышает их активность и самостоятельность в действиях.
Познание окружающей природы через игру
Экологическое воспитание в ДОУ достигает своей цели, если оно происходит через игру. Используются сюжетно-ролевые игры, викторины, квесты, дидактические игры, маршруты Экологической тропы, игры с природным материалом.
Например, при проведении тематической викторины команды дошкольников закрепляют свои знания о природе. А путешествие по экологической тропе позволяет дать новую информацию с помощью хозяина тропы или повторить материал на знакомых станциях.
Дети очень любят играть с водой и песком, собирать листочки, шишки, семечки. Все это позволяет узнавать о свойствах, качествах и способах использования природного материала.
Игровые технологии для развития мышления
Одна из задач педагога в детском саду – подготовка ребенка к школе. Важнейшее из направлений – научить мыслить.
В помощь педагоги выбирают технологии :
проектной деятельности;
исследовательской;
игровой;
ТРИЗ.
Для развития детей дошкольного возраста вполне подходит ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Используемые в ТРИЗ методы позволяют раскрепостить мышление, дать волю воображению и фантазии.
Например, упражнение на функциональную аналогию. Ребенку предлагают слово «ветер». Необходимо назвать похожие предметы. Установка: «Подумай, какие действия выполняет ветер и назови подходящие в окружающем мире». Варианты: ветер – пылесос – вентилятор – дыхание.
Познавательно-исследовательская деятельность особенно заинтересовывает ребенка, если ему самому доверяют провести эксперимент. Дошкольники с огромным интересом взвешивают предметы и расставляют их по весу, смешивают краски так, чтобы получить новый цвет.
Игровые технологии, способствующие развитию речи
Использование игровых технологий в доу направлено также на развитие речи детей. Далеко не каждый ребенок самостоятельно или при побуждении взрослого готов что-то рассказывать, задавать вопросы. Иная ситуация складывается, если дошкольника вовлечь в игровой сюжет.
Игра становится мотиватором, для общения со взрослыми и сверстниками. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, словесные, дидактические, пальчиковые, подвижные, артикуляционные, кинезиологические игровые упражнения.
Даже самый застенчивый и нерешительный ребенок с готовностью вступает в диалог, если ему предложить говорить от имени куклы-марионетки.
Эффективны дидактические игры, поскольку их обучающая цель прекрасно замаскирована игровыми условиями.
К примеру, взрослый приглашает детей в «Путешествие в Сочиняйку» и начинает рассказывать истории про игрушки, «веселых человечков», зверушек, а дети продолжают. Цель: учить детей сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, развивать речь. При затруднении взрослый задает наводящие вопросы.
Применение игровых методов для укрепления здоровья
При организации всех видов деятельности воспитатель использует игровую форму. Это занятия-путешествия, сюжетно-игровые пятиминутки, спортивные и подвижные игры, динамические паузы, тропа здоровья, релаксация, досуги, соревнования, «День здоровья».
Физические упражнения и спортивные состязания и сами по себе достаточно привлекательны для дошкольников. Однако даже они нуждаются в обновлении игровой мотивации. Ребенок хочет не просто побегать наперегонки или выполнить зарядку. Ему гораздо интереснее принять условия воображаемой ситуации и действовать по ее законам.
Игровые технологии помогают разнообразить занятия на тропе здоровья. Детям можно раздать план-инструкцию, на которой отмечено, в какой последовательности они должны пройти короба с наполнителями, сколько раз обойти тропинку вокруг и пр. Выполнение подобных задач с наглядными инструкциями особенно привлекает старших дошкольников.
Ценность игровых технологий заключается в том, что в них рационально сочетается игровая и дидактическая задача. Чем разнообразнее и интереснее условия, тем дольше дошкольник удерживает внимание на выполнении задания и получает больше пользы для своего развития.