Елена Цветкова
Консультация для педагогов и родителей «Развитие межполушарных связей через нейрогимнастику и кинезиологические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой в практике развития и воспитания, это говорит о необходимости поисков эффективных средств её реализации. В следствии этого, пришла к выводу о необходимости поиска инновационных технологий, способствующих эффективности работы с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для оказания качественной коррекционной помощи в работе с детьми дошкольного возраста, выбрала кинезиологический и нейропсихологический подход.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Развитие межполушарных связей через нейрогимнастику и кинезиологические игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Кинезиология. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Нейро-кинезиологические методы предполагают дополнительную коррекцию психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а также эмоционально-волевой сферы ребенка через движение. Кинезиологическая и нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной программе.
В картотеке нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений представлены методы работы с детьми которые могут быть полезны как педагогам (воспитателям, психологам, логопедам, дефектологам) использующим в своей работе здоровье сберегающие технологии, так и родителям.
Нейропсихологические и кинезиологические упражнения активизируют у детей дошкольного возраста межполушарное взаимодействие и пластичность мозга, способствуют развитию психических процессов, помогают в развитии эмоционально-волевой сферы детей, имеющих такие трудности, как концентрация и удержание произвольного внимания, снижение мотивации, неустойчивость эмоционально-волевых проявлений, быстрая утомляемость, истощаемость, низкий темп деятельности и прочее.
Нейрокинезиологические игры и упражнения используются в течении года систематически как дополнение к основным занятиям. Применение данных методов положительно сказывается на эффективности коррекционно-развивающей работы, что подтверждается динамикой в развитии воспитанников.
Цели и задачи использования нейро-кинезиологических методов :
• Развитие высших психических функций;
• Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности;
• Повышение работоспособности и продуктивности;
• Развитие общей и мелкой моторики;
• Содействие развитию речи;
• Стабилизация психоэмоционального состояния;
• Формирование произвольности действий.
Методическое обеспечение условий использования нейропсихологических и кинезиологических методов :
Использование нейропсихологических и кинезиологических методов в работе с детьми предусматривает наличие не только методических материалов, но и определенных пособий. Предлагаю к использованию следующие дидактические материалы и методические пособия:
• Межполушарные лабиринты (К. Гончарова, А. Черткова «Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики»)
• Игра «Зеркальное отражение» (К. Гончарова, М. Наумова «Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля»)
• Нейросхемы (И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнение. Практическое пособие»)
• Фитбол (В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова
• «Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие»)
• Малые мячи (Н. Г. Шайдулина «Кинезиологический подход в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ»)
• Резинки (Ж. М. Глозман «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста»)
• Су-джок наборы
• Камешки «Марблс»
• Игры-сортировки
• Нейроскакалка
• Балансиры
• Массажные мячи и шарики
Виды нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений :
• Игры и упражнения на разнотипичное согласование движений рук;
• Нейроигры, нейротренажеры, нейродорожки;
• Нейро-кинезиологические упражнения двигательной активности;
• Дыхательные упражнения;
• Самомассаж;
• Глазодвигательные упражнения, упражнения для координации работы глаз и рук;
• Упражнения на релаксацию;
• Кинезиологические сказки.
Алгоритм использования нейропсихологических и кинезиологических методов в процессе педагогической деятельности :
Существуют различные кинезиологические и нейропсихологические игры, движения и упражнения, которые могут быть применены для успешного развития и обучения ребенка. Эти методы могут быть использованы во время занятия, прогулки, в свободной деятельности (как средство переключения внимания, активизации деятельности, они достаточно просты в исполнении. Можно использовать элементы игр и упражнений как настройку на любой вид деятельности, усвоение информации и снятие психоэмоциональных стрессов или просто как развлечение. Это позволит облегчить взаимодействие всех органов и систем организма ребенка.
Первым всегда должно быть выполнение дыхательных упражнений, а затем можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
Для педагога оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Практически в любое занятие всех пяти образовательных областей целесообразно включать нейро-кинезиологические упражнения. Постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность упражнений. Упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия проводятся в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку.
Результативность занятий зависит от систематической работы. С каждым днём задания нужно усложнять, объём заданий увеличивать, наращивать темп выполнения заданий.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
• подключение движений глаз и языка к движениям рук;
• подключение дыхательных упражнений и метода визуализации;
• ускорение темпа выполнения.
Занятия могут выполняться ежедневно, но без принуждения. Регулярность проведения нейро-кинезиологических игр и упражнений - это залог быстрого достижения положительного результата в развитии и обучении ребенка. Чтобы у ребенка начали развиваться определенные навыки, повысилась функциональность ЦНС, нужно выполнять как минимум по 1-2 упражнения в день. Общая продолжительность всего комплекса упражнений должна находиться в пределах от 5 до 10 мин., так как ребенок может устать. Чтобы дети сохраняли интерес к развивающим занятиям, их необходимо выполнять в разных режимных моментах. Усложнение тренировочного процесса должно происходить постепенно по мере того, как ребенок приобретает навыки, наблюдаются реальные результаты его развития. Основным требованием к использованию кинезиологических и нейропсихологических игр и упражнений является чёткое выполнение движений. Перед тем, как внедрять новое упражнение, взрослый должен повторить все движения самостоятельно, изучить их, а потом показывать их ребенку. Затем следует проконтролировать, чтобы ребенок повторил данные действия правильно и без ошибок.
В том случае, если ребенку необходимо выполнить какое либо задание, либо ему предстоит другая интеллектуальная нагрузка, лучше сначала выполнить упражнения, а уже затем переходить к мыслительному процессу.