Иванова Виктория Викторовна
Консультация для педагогов ДОУ на тему «Эмоциональное благополучие ребенка в условиях ДОУ в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ.
Тема: «Эмоциональное благополучие ребенка в условиях ДОУ в период адаптации».
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ на тему „Эмоциональное благополучие ребенка в условиях ДОУ в период адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, эмоциональном.
В процессе адаптации психика ребенка подвергается отрицательному воздействию. Поэтому перед воспитателями на период адаптации стоит, на одном из первых мест задача сохранения психического здоровья ребенка. Для этого немаловажное значение имеет помощь ребенку в установлении положительного эмоционального контакта с другими детьми и со взрослыми, работающими в группе, снятии эмоционального напряжения. Для этого помимо различных традиционных приемов, таких как пение песенок, демонстрация ребенку различных игрушек – забав, организация различных подвижных игр и т. д.,
Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого
ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия :
• быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище; позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
• наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
• наличие «семейных альбомов»;
• «уголков психарелаксации»;
• «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
• разумная занятость детей;
• применение физминуток во время занятий;
• наличие традиций в группе;
• часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
• проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
• демократичный стиль общения воспитателя – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза;
• соблюдение воспитателем принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна».
Выделяют три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к окружающей среде :
а) творческий стиль- ребенок старается активно изменять условия окружающей среды, п
б) конформный стиль - ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства окружающей среды;
в) избегающий стиль - ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним. Наиболее оптимальным, является творческий стиль. Наименее оптимальным - избегающий.
Опыт показывает, что в процессе такой работы между детьми устанавливаются более доброжелательные отношения, ребенок лучше идет на контакт с воспитателем, нервная система ребенка становится более подвижной, и он легче отвлекается от факторов вызывающих негативные эмоции на увлекательную, имеющую положительный эмоциональный фон деятельность, которую старается предложить ему воспитатель.
Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.