Наталья Альбертовна Самойлова
Консультация для педагогов ДОУ «Центр психологической разгрузки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ «Центр психологической разгрузки».
Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Центр психологической разгрузки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
Для того чтобы научить детей самоконтролю, самопринятию, важно в каждой группе ДОУ организовать центр психологической разгрузки.
Центр психологической разгрузки — это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком центре снимает стресс, улучшает психофизическое состояние, помогает детям научиться успокаивать свои негативные эмоции.
Центр психологической разгрузки включает:
1. Уголок уединения. Позволяет спрятаться от внешнего мира, посекретничать, посмотреть семейный альбом (палатка, шатер, мягкая мебель) Уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.
1). С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади. А используемые при этом ткани, их цвет, плотность и фактура отражают его эмоциональное состояние.
2). Простое и функциональное решение: между двумя шкафами на уровне роста ребенка укрепить палку, напоминающую палку для занавеса в ванной. И на нее по этому же принципу повесить шторки. Шторки легко раздвигаются и задвигаются. Когда дети играют в уголке, шторки почти всегда закрыты. Закрытые шторки — сигнал: за ними идет напряженная творческая жизнь.
3). Зонтик как уголок психологической разгрузки:
• - Перевернуть его ручкой вверх и подвесить к потолку. К спицам зонта крепится ткань, которая разворачивается в шатер при желании детей поиграть в «домике». Емкость зонта можно наполнять различными легкими предметами (воздушными шарами, гирляндами искусственных цветов, еловыми ветками, материалами, имитирующими снег, что расширяет возможности в создании дизайна группы.
• - Зонтик, открытый над головой. К нему прикреплена ткань, играющая роль полога. При желании ребенок может скрыться от посторонних глаз. Под таким шатром можно грустить и мечтать, прохаживаясь туда-сюда: полупрозрачные стенки полога это позволяют. Но этим игровые возможности зонтика-полога ограничиваются.
• - Зонт, установленный на металлической стойке и играющий роль крыши шатра. Необычность крыши в том, что она может вращаться, складываться.
Уголки уединения в группах детских садов часто являются настоящими произведениями комнатного дизайна и предметом гордости своих создателей. Вот только свои функции они выполняют не всегда. Красиво — не всегда уютно. А прозрачные ткани и узорная резьба не скрывают ребенка от посторонних глаз. Уголки уединения — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Уголок уединения, призван решать благородную задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие.
Оборудование уголка уединения:
- фотоальбомы (семейные, групповые фото);
- мягкие игрушки;
- подушки;
- мягкие модули.
2. Стимулы для развития слухового, тактильного, зрительного, обонятельного анализаторов. («Музыка ветра», различные виды покрытий, песок, вода, фонтанчики, аквариумы, камни, цветы, музыка, свечи, ароматы и т. д.)
3. Уголок двигательной активности детей.
4. Картотека игр и упражнений:
- по развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния (релаксация);
- на развитие и коррекцию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.
5. Уголок рисования. Воспитание эстетических чувств, возможность показать свои чувства на бумаге. (Свободный доступ, разнообразие материала, бережное хранение детских рисунков).
Приложение
Материал:
1. «Шкатулка секретов». В ней сложены пушистые бубончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкая стеклянная палочка, кусочек шёлковой ткани. Ребёнок закрывает глаза, педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом «Что это? Угадай?».
2. Корзинка с клубочками разноцветных ниток.
Цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку. Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить.
3. «Коробочка примирения».
Цель: научить дошкольников разнообразным способам примирения после ссоры. Побуждения детей к нравственным поступкам, научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам Коробочка примирения представляет собой яркую, обёрнутую мягкой бархатной бумагой коробку с дырками со всех сторон. Поссорившиеся дети просовывают с разных сторон руки, внутри коробочки мирятся, произнося разные стихи – мирилки. Для пополнения коллекции стихов – мирилок, можно провести конкурс на лучшую мирилку. Выбранная мирилка, может быть вывешена здесь же, в уголке.
4. «Коробочки добрых дел». У каждого ребёнка своя коробочка, в которую он «складывает» добрые дела и поступки. Каждый поступок воспитатель отмечает фишкой. В конце недели фишки подсчитываются и тому, в чьей коробочке больше фишек, вручается флажок, который принадлежит ему до следующего подсчёта результатов.
5. «Мешочки настроений». Два мешочка, один из которых изготовлен из светлого материала, другой из тёмного, с соответствующими изображениями лиц с хорошим и плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками. Если у дошкольника плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.
6. «Портрет хорошего меня». Деревянная рамка для фотографии. Ребёнок ставит рамку перед собой и рассказывает о себе всё хорошее. Остальные дети подсказывают, если рассказчик что – то пропустил. Так дети учатся положительному самопринятию, создают свой положительный «Я – образ».
7. Подбор музыки. Музыка способствует снятию психоэмоционального напряжения, коррекции настроения и отдельных черт характера детей. Подбирать музыку на занятия, в свободное от занятий время, во время засыпания и пробуждения детей.
8. «Коврик злости» предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию, как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в уголке присутствуют стаканчики для крика.