Любовь Джумагазиева
Консультация для педагогов
▼ Скачать +Заказ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Он еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия упражняют руку, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта.
Возрастные периоды освоения и накопления цветового опыта детей дошкольного возраста:
Публикация «Консультация для педагогов» размещена в разделах
• Период раннего и младшего возраста, где все внимание ребенка направлено на освоение новых материалов, интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся более ритмичными, движения кисти уверенными и точными.
• Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развития конкретного, образного мышления, развитием эмоциональной сферы. Детей привлекают не только процесс закрашивания листа, но и восприятия пятна. Они рисуют одно пятно рядом с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера линий, линий, пятен и штрихов. Например: «черный дождик – потому, что туча, а желтый дождик хороший», - рассуждает ребенок. Ребенок как бы дает характеристику цвета и выражает свое отношение к нему. В конце третьего года жизни ребенок может самостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета, но под определение красного могут попасть предметы оранжевого, бордового, коричневого.
• К четырем – пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе педагог может обращать внимание на роль цвета в окружающей жизни. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознать врагов и друзей. Все эти цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так, девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, фиолетово-сиреневый. А мальчики отдают предпочтение черному, коричневому и зеленому.
В художественной работе восприятие цвета у детей связано с понятием «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов: черные линии, черные или темно-коричневые образы животных, людей. Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев – цвета яркие, чистые. Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными приятными для зрения. Темные – тревожными, несущими опасность.
Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и свих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Задача педагога научить ребенка этому. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета.
Ребенок должен уметь:
Используя наименьшее количество красок, создавать наибольшее смешение цветов;
Применять разнообразные приемы в работе с красками – технику письма «по сырому», многослойную живопись, раздельный мазок, промакивание, лессировку, рисование от пятна.
Цвет – это помощник в общении людей друг с другом. Предметы и явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тоже цвет может влиять на разных людей неодинаково. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в свих рисунках. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.
Физиологическое воздействие цвета.
Объективное воздействие цвета на физиологию человека подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, времени воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему.
Оранжевый и красный возбуждают попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости звуков. Не без основания эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, то есть, как бы ослабляю или компенсируют громкость шумов.
Характеристика цвета
возбуждающие
Красный
Оранжевый
Желтый
успокаивающие
Зеленый
Голубой
Фиолетовый
угнетающие
Темно-серый
Черный
Оптическое воздействие цвета
Человеком, который не задумывается над вопросами оптики, такое понятие, как цвет, может быть воспринято как неотъемлемое свойство предмета.
Дошкольники обычно в своих живописных работах не обращают внимание на такое явление, как освещение. Солнце практически всегда присутствует в работах. Дети изображают его кружком, пятном, треугольником в углу. Оно может иметь лучи, сияние, но в то же время не освещает. Поэтому теней в рисунке тоже нет. Деревья, люди, дома, расположенные против солнца, имеют такую же яркость, как и освещенные. Никакие явления освещенности не имеют места. На цветовые нюансы тени и света обращает внимание детей педагог. Для наглядности можно использовать репродукции картин, видеоряд. Рассмотреть, как тень легла на деревья, а свет от луны освещает стволы и ветки. На этом этапе обучения ребенок должен уметь:
- Называть и различать семь цветов;
- Отождествлять цвет с образом (предметом);
- Использовать имеющиеся цвета для получения новых цветов, которые тоже имеют свои самостоятельные названия;
- Находить при работе с красками «свой цветовой выбор», «свою палитру».
«Секреты цвета на практике»
Упражнение «Раскрашиваем чувства»
Участникам предлагается на листах бумаги формата А-4, посредствам линий и формы изобразить простым карандашом самые яркие чувства. После чего предлагается раскрасить картинки, выбрав для каждого образа соответствующий цвет.
Это упражнение позволяет в художественной форме выразить глубоко лежащие чувства, а значит, получить внутреннюю разрядку.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА
Деление всех цветов по цветовому тону на теплые и холодные находится в зависимости с эмоциональным и ассоциативным опытом человека. Холодные усиливают впечатление успокоенности, меланхолии, теплые – радости жизни, активности. Теплые условно ассоциируются с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красновато-оранжевые, желтые. Холодные цвета ассоциируются с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине- фиолетовые.
Красный – очень сильный теплый цвет, который непосредственно воздействует на человека и не оставляет его равнодушным. Красный символизирует об опасности. Это цвет крови. Когда человек видит кровь, у него непроизвольно возникает состояние тревоги. Он вызывает сильные эмоции. Красный – это радость, веселье, праздник, цвет спелых ягод, помидоров. Дети начинают различать этот цвет одним из первых, и долгое время он может быть их любимым.
Розовый - смесь красного и белого. Розовый нежный, мягкий, романтический. Большинство маленький детей предпочитают розовый цвет всем остальным.
Оранжевый - теплый и яркий, привлекающий внимание. Цвет радости, веселья, и солнца. Пастельный оранжевый цвет близок к персиковому, который связывается со свежестью и здоровьем.
Желтый привлекает внимание, но и говорит о тревоге, предупреждает быть внимательным, как сигнал светофора. Сигнализирует о чем-то новом, необычном, интересном и интригующем. Желтый и оранжевый – основные солнечные цвета в детских работах.
Зеленый – самый спокойный цвет. Глаз человека способен различать огромное множество его оттенков. При введении в зеленый желтого он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе – делается более серьезным, вдумчивым. Для детей зеленый – цвет травы и елки.
Синий и голубой - холодные цвета. Синий воспринимается как скучный. В то же время голубой может быть связан с покоем и простором, как небо или море. В детских работах цвет облаков и неба может быть синего цвета.
Фиолетовый привлекает детей, потому что в природе не слишком распространен. Попросите ребенка назвать предметы фиолетового цвета (баклажан, сливы, жук).
Белый определяется как «не краска». Он как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства, поэтому и действует белый цвет на нашу психику молчание.
Черный воздействует как мертвое пятно. Цвет ночи, черной магии, страха. Для детей это цвет зла, «недобра». В тоже время он удачно сочетается с другими цветами и может превращаться из злого в добрый. Черный и белый – в зимнем пейзаже.
Серый – нейтральный. Может быть простым и скучным, как серый холст, но в сочетании с другими яркими цветами красным, желтым, фиолетовым может выглядеть изысканным, красивым и благородным. В детской работе оптимальный цвет для фона после белого.
Коричневый – естественный. Цвет дерева, песка, дома, хлеба. Внушает доверие, спокойствие и уют. Для детей это очень не привлекательный цвет.
Литература:
1. Журнал «Дошкольная педагогика» №6 (15) ноябрь декабрь / 2003 г.
2. Ивенс Р. М. «Введение в теорию цвета» под ред. Д. А. Шкловера. – М. ,1964 г.
3. комарова Т. С., Размыслова А. В. «Цвет в детском изобразительном творчестве» М., 2002 г.
4. Мелик-Пашаев А. А. «Цвет как изобразительное средство в изобразительной деятельности детей» /Искусство в школе. – 1961г. № 3-4.
5. Л. Д. Лебедева «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб. : Речь, 2003.