Марина Антонова
Консультация для молодых воспитателей «Организация и планирование тематических занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Очень широко внедряются в практику тематические занятия. Занятия проходят в игровой форме и воспринимаются детьми как интересная и разнообразная деятельность. Для воспитателя такое занятие- возможность решить педагогические задачи, проявлять творчество, умение использовать учебный и дидактический материал.
Требования к занятиям :
1. На занятии должен решаться весь комплекс речевых задач, но основной должна быть задача развития связной речи, так как ее решение требует специального обучения
Публикация «Консультация для молодых воспитателей „Организация и планирование тематических занятий“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
2. В содержание занятия должен войти новый, более трудный учебный материал и уже знакомый детям, используемый для закрепления знаний, умений и навыков
3. Структура занятия состоит из нескольких частей, и все они должны быть взаимосвязаны одной темой, которую определяет учебный материал- книги, игрушки, предметы, картины, а также опыт ребенка, его творческие возможности.
4. Тема должна носить ярко выраженный воспитательный характер («Наш дом- Россия», «Моя любимая игрушка» и так далее)
5. В ходе занятия детям предлагаются разнообразные виды деятельности: музыкальная, игровая, изобразительная, но при ведущей- речевой.
Кратко схема тематического занятия :
1 часть- вступительная.
Цель: подготовить детей к восприятию нового учебного материала, создать интерес к занятию. Приемы: введение в игровую ситуацию, знакомство с игровыми персонажами, стихами, музыкой и так далее. Время: 3-4 минуты
2 часть- основная
Цель: учить новому, более трудному речевому навыку, например, рассказыванию, используя игрушки, художественную литературу, картины и так далее. Время: 10-20 минут в зависимости от возрастной группы
3 часть- физкультурная минутка
Цель: дать детям возможность отдохнуть, сменить вид деятельности. Время: 1-2 минуты
4 часть- дополнительная
Цель: закрепить имеющиеся знания, умения, навыки на уже известном детям учебном материале. Время: 4-5 минут
5 часть- заключительная
Цель: закрепить впечатления от занятия и плавно перейти к другому виду деятельности: изобразительной, музыкальной, игровой и так далее. Время: без ограничений
Пример тематического занятия на тему «Лес» (старшая группа)
Задачи:
1. Учить составлять описательные рассказы по фрагментам картины
2. Обогащать и активизировать словарь: лес хвойный, лиственный, смешанный, кустарники и др.
3. продолжать учить использовать в речи простые и сложные предложения
4. Развивать логическое мышление и воображение
5. воспитывать бережное отношение к природе
Материал: корзинка с предметами, плоскостные изображения растений, картина «прогулка в лесу».
Ход:
1 часть: воображаемая ситуация: дети в лесу. Красная Шапочка- игровой персонаж- предлагает детям дидактическую игру «Лес». У нее корзинка с муляжами грибов, ягод, плоскостные изображения растений. Загадки о растениях леса. Беседа с детьми о лесе (3-5 минут).
2 часть: приглашение Красной Шапочки рассмотреть картину. Воспитатель ведет обучение рассказыванию, следуя такому алгоритму:
1. рассматривание картины, установление связей и отношений, выделение фрагментов на картине
2. рассказ- образец воспитателя- по центральному фрагменту картины
3. повторение этого рассказа детьми, имеющими слабые навыки в рассказывании (2-3 человека)
4. составление плана (2-3 вопроса) рассказа к другим фрагментам, повторение плана детьми
5. рассказы детей по отдельным фрагментам картины с опорой на план
6. рассказ воспитателя по всему содержанию картины
7. оценка рассказов детей (15-20 минут)
3 часть: Красная шапочка приглашает детей погулять в лесу. Под музыку вальса дети имитируют прогулку в лесу- ловят бабочек, собирают цветы, изображают движения животных и так далее (1-2 минуты)
4 часть: Красная Шапочка предлагает детям нарисовать лес. На мольбертах дети красками рисуют картинку леса, как они его себе представляют. В конце занятия дети дарят рисунки Красной Шапочке.
Единство темы во всех частях занятия позволяет создать у детей целостное представление о предметах и явлениях окружающей жизни. Постоянная смена деятельности поддерживает интерес детей на протяжении всего занятия. Все это позволяет педагогу решать поставленные учебные и воспитательные задачи. Выбирая тему занятия, воспитатель должен учитывать сезонные изменения в природе, общественные события и праздники, труд взрослых, характерный для данного месяца. Например, сентябрь- сбор урожая, школа, детский сад, начало осени; май- День Победы, Родина, весна, прощание с детским садом, наступающее лето.
Используя схему занятия по развитию речи, можно составить подробный конспект для воспитателей, имеющий небольшой опыт работы.
Используемая литература:
1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М., 2003
2. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина -М. : Просвещение, 1984.
3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. ,Просвещение, 1981