Гуломова Юлия
Консультация «Демонстративные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Демонстративность - это личностная особенность, которая часто встречается и проявляется в том, что ребенок старается все время продемонстрировать, показать себя окружающим. В основе такого поведения лежит потребность в повышенном внимании к себе. Она сильна настолько, что демонстративные дети хотят быть в центре внимания всегда. С этой целью демонстративные дети используют самые различные средства: сознательно нарушают правила поведения, кривляются или нарочито ведут себя застенчиво.
Демонстративность — что это?
Демонстративность не является нежелательной или отрицательной чертой, но она может привести к проблемам в воспитании ребенка. В то же время такая особенность в поведении может быть источником очень сильной мотивации: человек с повышенным уровнем демонстративности затрачивает огромные усилия на деятельность, которая несет ему успех и внимание окружающих.
Каждый такой ребенок является потенциальным нарушителем дисциплины. С данной категорией детей очень сложно работать воспитателям и учителям. Это связано, в первую очередь, с особенностями личности, выражающимися в необходимости повышенного внимания других людей.
Демонстративные дети отличаются эгоцентричностью, постоянно требуют к себе проявлений восхищения, удивления, сочувствия. Они с раннего возраста вполне осознанно заботятся о впечатлении, производимом на окружающих. Желая добиться того, чтобы ими постоянно восторгались и хвалили, каждый такой малыш активно привлекает к себе внимание исполнением песен, чтением стихов, танцами, рисунками и другими достижениями. Если в его присутствии хвалят кого-то другого или уделяют повышенное внимание, это воспринимается, как настоящая трагедия и личная обида. Очень сильно бросается в глаза манерная, нарочитая форма поведения.
Нередко, для того чтобы привлечь к себе дополнительное внимание, демонстративные дети могут «эксплуатировать» имеющееся у них
заболевание и даже придумывают себе эти болезни. Для этого просто достаточно очень внимательно прислушиваться к своему организму. «Голова У меня не болит? Нет. А горло? Кажется, тоже нет. А живот? О, меня подташнивает!». Внутренние органы «не любят» чересчур пристального внимания за своей работой. Прислушивание к себе может нарушить нормальную регуляцию процессов, происходящих в организме - и тогда в действительности могут возникнуть боли, спазмы, тошнота.
Чрезмерные волнения других людей по поводу состояния ребенка побуждают его прибегать к этому методу все чаще. Этот же механизм он начинает использовать и для более практических целей. Например, чтобы не писать контрольную работу, к которой недостаточно готов.
Для привлечения к себе внимания окружающих, ребенок может использовать нарушение правил поведения. Он уверен в том, что, изображая «ужасного ребенка», у него получится быть заметным, поскольку никаким другим способом этого ему не добиться. А окружающие его люди своим поведением поддерживают такое его представление: они читают ему нотации, ругают шалуна, пока он плохо себя ведет, и с облегчением о нем забывают, когда он прекращает свои бесчинства.
Чаще всего, причиной демонстративных проявлений считается недостаточное внимание к детям со стороны взрослых, особенно, если те практикуют гиперопеку. Ребенок, предоставленный сам себе, лишается нормального внимания и заботы и начинает с этим бороться.
Однако, в некоторых случаях, даже достаточное или повышенное внимание не приносит удовлетворения таким детям. Потребность в этом разрастается до гипертрофированных размеров и проявляется детьми, которые с детства избалованы и являются всеобщими любимцами.
Демонстративный ребенок, стремясь к похвалам и высоким оценкам, тем не менее, очень хорошо представляет все трудности и усилия, которые нужно приложить для достижения этой цели. Тем более что при определенных условиях высокие результаты могут быть просто недостижимы. Поэтому
некоторые дети, видя, что им не дождаться высокой положительной оценки, начинают применять другие методы воздействия на взрослых. На первый план выходит плохое поведение, различные кривляния и другие действия, способные быстро вызвать сильное раздражение. Таким образом, малыш все равно добивается повышенного внимания к своей персоне, даже, если оно заключается в ругани, наказаниях и прочих порицаниях. В подобных случаях наказание не дает положительного результата и приводит к обратному эффекту. Практически, ребенок становится неуправляемым.
Парадоксально, но те формы обращения, которые используются взрослыми для наказания, становятся для ребенка поощрением. Именно лишение внимания является для него истинным наказанием.
Эмоциональные же проявления взрослого ребенком воспринимаются как ценность, и это не зависит от того, выступают ли они в отрицательной форме (замечания, крик, ругань, наказания) или в положительной (похвала, улыбка, одобрение). Ребенок выбирает наиболее простой путь, потому что добиться положительной оценки труднее, нежели отрицательной.
Демонстративные дети: рекомендации
Рекомендации в такой ситуации просты, хотя бывает не легко им
следовать.
В первую очередь, с демонстративными детьми необходимо построить
правильные взаимоотношения.
Главное - четко распределить внимание к ребенку по такой схеме: уделять ему внимание не в тех случаях, когда он плохо себя ведет, а когда хорошо. Здесь очень важно замечать ребенка, когда он не скандалит, не пытается обратить на себя внимание хулиганскими проделками. Если же поведение плохое, то любые замечания сведите к минимуму.
Особенно важно отказаться от ярких эмоциональных реакций, т. к. их-то он и добивается. Для него это фактически не наказание, а поощрение.
Если на него натопают ногами и накричат, то он это расценит как свое достижение.
Если же поступок действительно серьезный, и оставить его без внимания нельзя, то наказание должно быть как можно более безэмоциональным.
Например, если ребенку хочется посмотреть телевизор, то выключите его, выньте шнур и спрячьте, сказав: «Телевизор ты смотреть не будешь до завтра».
Затем остается только не обращать внимания на его возмущенные крики.
Чтобы удовлетворить постоянную потребность во внимании ребенка с подобным поведением вам необходимо будет найти занятие, где он сможет свою демонстративность реализовать.
Самым лучшим способом проявления демонстративных качеств является театральная сцена. Речь не идет о профессиональном театре, вполне подойдет обычная художественная самодеятельность в виде спектаклей и концертов.
Самовыражение может проявиться и в изобразительном искусстве, особенно когда выполненные работы выставляются на всеобщее обозрение и получают большое количество положительных отзывов. Негатив в поведении ребенка постепенно вытесняется одобрительным вниманием окружающих.
Психологи рекомендуют использовать для занятий с демонстративными детьми такие групы, в которых точно регламентирован весь порядок действий. В результате, отклонений от установленных норм поведения можно избежать за счет совместной деятельности со сверстниками, определяемой конкретными обязанностями и требованиями. Основные отрицательные черты демонстративного ребенка постепенно сглаживаются, а контакты со сверстниками становятся более адекватными.
Очень часто демонстративные дети проявляют свое отрицательное поведение во время занятий. Для уменьшения негативного воздействия педагогам и воспитателям рекомендуется вообще не обращать внимания на любые реплики, мелкие проступки, глупые шутки и другие аналогичные действия.
В случае спокойной и безразличной реакции взрослого интерес окружающих к нарушителю значительно снижается. Сам ребенок,
убедившись в бесполезности прилагаемых усилий, постепенно уменьшает свою отрицательную активность.
Таким образом, ребенок перестает получать подкрепление в виде повышенного внимания, даже, если это выговоры и нотации. В тех случаях, когда без мер воздействия невозможно обойтись, необходимо проявлять минимальные эмоции при назначении наказания.