Ольга Афанасьева
Консультация для родителей «Что и как читать ребёнку дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Что и как читать ребёнку дома».
Что приобретает ребенок, когда родители ему читают? Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества.
Во-первых, пока вы ему читаете, ребенок фантазирует, придумывает зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Развитие фантазии есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности. Если у вас не получается читать часто, то можно включать аудиозаписи сказок, рассказов, пьес.
Публикация «Консультация для родителей „Что и как читать ребёнку дома“» размещена в разделах
Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.
В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим любимым ребенком, которое вам потом возвратится. У вас с малышом общий интерес и совместное дело.
В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо запоминать со слуха.
При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребенка, обратите внимание на следующее:
1. Книга для ребёнка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Рисунки должны быть связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее значимые моменты содержания художественного произведения. Картинки должны сопровождать текст, но не преобладать над ним. Чем старше ребёнок, тем меньше может быть иллюстраций. Выбирая, книги предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметов реалистично.
2. Книги должны соответствовать возрасту и интересам ребёнка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, коротенькие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста понравятся истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.
3. Читайте старшим дошкольникам объёмные («толстые») книги. Перед прочтением каждой части длинной книги («чтение с продолжением») нужно вспомнить то, что прочитано накануне. Спросите ребёнка : «На чём мы вчера остановились?». Непременно пользуйтесь закладкой.
4. Попробуйте читать по определённой системе, например, познакомьте ребёнка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги, независимо от возраста ребёнка, назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например, «Я прочту тебе стихотворение «Дело было в январе…», которую написала Агния Барто. Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.
5. Знакомые книги читайте помногу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносит больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка к поверхностному отношению к книге.
6. Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо мыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнёт её тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чём в ней говорится.
7. Объясняйте до начала чтения значение тех слов, без понимания которых ребёнку будет неясен основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понято ребёнком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.
8. Читать нужно выразительно, стремясь донести до ребёнка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определит своё отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребёнок.
Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.