Татьяна Шапошникова
Консультация «Что делать, если ребёнок 3–4 лет не говорит»
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное развитие речи- важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребёнок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.
В возрасте 3-4 лет, ребёнок произносит около 350- 400 слов, оперирует ими, склоняет, выражает свои эмоции словами. Каждый день происходит накопление и увеличение словарного запаса ребёнка. Если этого не происходит, необходимо выяснить причину.
Что может мешать развитию речи :
Публикация «Консультация „Что делать, если ребёнок 3–4 лет не говорит“» размещена в разделах
1. Нарушение слуха,нарушение артикуляционного аппарата, тяжёлые заболевания, которые ребёнок перенёс в первый год жизни, особенности генетики.
2. Психологический стресс. На речевое развитие ребёнка могут оказать влияние конфликты родителей, сильный испуг, длительная разлука с родителями, смена обстановки и тд…
3. Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если родители сильно опекают своих детей, то у детей не появляется стремление научиться словесно выражать свои желания и доносить их до окружающих. Зачастую они используют жесты.
4. Недостаток внимания со стороны взрослых, которые не стремятся к общению со своим ребёнком. Ребёнок много времени проводит за телевизором или телефоном.
Что делать, когда исключены все медицинские и психологические причины?
В дошкольном возрасте ведущая деятельность –игра. Используйте её, что бы развивать речь малыша.
Вовремя игры задавайте открытые вопросы и не торопитесь отвечать за него.
Продолжительность одной игры недолжна быть больше 4- 5 минут, так как в 3- 4 года малышу ещё тяжело долго сохранять концентрацию.
Можно развивать речь в бытовых ситуациях. Вместо того что бы спросить:
- Ты будешь кашу?
и дождаться, пока ребёнок кивнёт или поматает головой, задайте другой вопрос:
- Что ты будешь кушать?
Если ребёнок молчит, не стоит настаивать:
- Скажи, повтори за мной.
Он не должен чувствовать давление со стороны взрослого.
Назойливые просьбы со стороны взрослых повторить или сказать что-то могут спровоцировать речевой негативизм, при котором малыш совсем откажется говорить или будет говорить неохотно и мало.
Необходимо эмоционально общаться с ребёнком и использовать ролевые игры. Если ребёнок пока не говорит, просите повторять за вами простые слова или звукоподражания, сами проговаривайте и отвечайте за него. Через некоторое время у ребёнка обязательно появится желание присоединиться к вашей игре.
Делайте атикуляционную гимнастику для развития подвижности и укрепления мышц речевого аппарата.
Так же полезны дыхательные упражнения : поднять голову и подуть на листочек,покачать насос, подышать как ёжик, подуть на одуванчик.
Обязательно нужно развивать мелкую моторику рук ребёнка. Так мы активируем отделы мозга отвечающие за развитие речи.
Для развития мелкой моторики можно использовать четверостишья, потешки, пальчиковые игры и пальчиковый театр.
Наша речь ритмична, в потешках и стихах заложен простой ритм. Простые стихи формируют эмоциональный контакт с ребёнком. А при выполнении под них разнообразных движений развивается мелкая моторика и координация движений.
Используя эти советы, игры и упражнения, вы можете создать благоприятную среду для речевого развития вашего ребёнка.
Помните, что этот процесс длительный, постепенный и трудоёмкий, поэтому необходимо запастись терпением!