Юлия Рыбникова
Консультация «Азбука общения педагогов с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Азбука общения педагога с родителям"
»
В настоящее время общество предъявляет к педагогам все более жёсткие требования. Общение педагога с родителями продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности.
Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими: • психолого-педагогической подготовленностью; • коммуникативной культурой педагога., что мы сегодня и затронем.
Функции педагогического общения:
коммуникативная (передача информации);
экспрессивная (эмоциональное заражение);
Публикация «Консультация „Азбука общения педагогов с родителями“» размещена в разделах
воспитательная;
побуждающая и стимулирующая;
управляющая;
оценивающая и контрольная;
синдикативная (сплочение коллектива);
сенсибилизирующая (повышение чувствительности);
самоподачи, самопрезентации;
удовлетворение потребности в общении.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный -девиз такого общения педагога: Существуют два мнения : одно моё, а другое неправильное, демократический - одна голова хорошо, а десять лучше и попустительский - моя хата с края, я ничего не знаю.
Уважаемые педагоги, помните:
1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
2. Не поучайте. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
4. Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например, «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка, чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка, вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.
Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут», а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.
Пассивное слушание необходимо в случаях: когда собеседник хочет высказать свое мнение или отношение к чему-либо; в напряженных ситуациях, когда он хочет обсудить волнующие его вопросы («Расскажите, что вас беспокоит?») При пассивном слушании следует придерживаться следующих правил:
1. Стараться не вмешиваться в монолог говорящего.
2. Внимательно слушать все, что говорит собеседник.
3. Постоянно давать собеседнику сигналы, что вы сосредоточены на его словах: «Да-да. Понимаю вас» Активное слушание необходимо, когда желание говорить очень слабое или отсутствует, когда собеседник стремится получить более активную поддержку, помощь или одобрение.
Приемы
Прием отражения чувств — стремление показать собеседнику, что слушатель понимает его чувства, состояние. Делаем акцент не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника: «Мне кажется, что вы чувствуете.», «У меня такое ощущение, что вы чем-то.», «Я вижу, что вы очень сердиты». Если слушатель в конфликтной ситуации покажет говорящему, что понимает его чувства, «обвинительный накал» речи собеседника спадет.
Прием выяснения — обращение к говорящему за уточнениями. Следует использовать фразы: «Не повторите ли вы еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?», «Извините, я не совсем понял вас.» и т. д. Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать точные слова. Выяснение полезно использовать в случаях, когда собеседники решают проблему и им необходимо точно понять позицию друг друга.
Прием перефразирования — повторение мысли собеседника своими словами. Перефразирование можно начать следующими фразами: «Если я вас правильно понял, то.», «Другими словами, вы считаете.» и т. п.
Прием резюмирования — подытоживание основных мыслей собеседника. Следует использовать фразы: «Таким образом, главное.», «Итак, вы предлагаете.», «Ваша основная идея, как я понял, в том, что.», «Если теперь подытожить сказанное вами.
Конфликты
Умение разрешать конфликты с родителями – еще один важный момент в установлении контакта с ними. Конфликтов не надо бояться, их надо предупреждать, а в случае возникновения — улаживать. Именно улаживать, так как в конфликтах не бывает победителей. Конфликт показывает, что проблема назрела, и если ее разрешить, то конфликт минует.
Алгоритм разрешения конфликта: 1. Выслушайте собеседника, не перебивая его. 2. Признайте чувства, которые собеседник испытывает. Это можно сделать с помощью приема активного слушания — «отражения чувств собеседника» 3. Установите границы допустимого: «Я готов (а) вас выслушать, но слушать брань не буду». Далее в памятке.
Психологические штучки!
Прежде чем запланировать, начать разговор, узнайте с кем вы говорите мужчина или женщина, т. к. с мужчинами надо разговаривать все четко без лишних слов, намеков. НЕ вынуждайте людей читать ваши мысли, а выражайтесь прямо.
В конце разговора важен сразу же результат беседы. Что именно мужчина должен предпринять, сделать. И если сделан результат обязательно сразу похвалить.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м).
Прямая спина и поднятый подбородок создадут впечатление уверенности в себе. Самые универсальные способы – это улыбка, имя собеседника, комплименты (хвалим не самого человека, а то, что ему дорого- его ребенка) .
Как можно чаще повторяйте имя собеседника.
Чтобы послать человеку вербальный сигнал своей симпатии, чуть наклоните голову в бок.
Показывайте положительные эмоции, тогда люди с радостью будут с вами взаимодействовать.
Используйте прием присоединения. Для этого нужно найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!», а также использовать аналогичную позу (стоя либо сидя) что и собеседник.
Как можно реже нужно употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Если кто-то оскорбляет вас скажите ему что-нибудь хорошее, чтобы он почувствовал себя глупо. Научитесь прощать, и вы избавите себя от лишнего напряжения. Эффект стирательной резинки!
Чтобы заставить кого-то почувствовать некомфортно во время разговора, посмотрите этому человеку в центр лба.
Чтобы закончить неприятный разговор, посмотрите тому, с кем вы говорите в один глаз, потом во второй и на лоб. Рисуйте этот воображаемый треугольник и собеседнику станет не комфортно.
А если наоборот хотите показать, что собеседник вам интересен, то в один глаз, в другой и на рот.
Слегка кивните задавая вопрос, и вы получите утвердительный ответ.
Чтобы побудить человека, сделать то что вам нужно, создайте у него иллюзии выбора.
Используйте язык тела: для того чтобы почувствовать, что вы управляете ситуацией соедините кончики пальцев обеих рук перед собой. Это придаст вам уверенности в себе и в своих словах. Притворяйтесь, пока не начнете себя так чувствовать.
Хотите, чтоб у вас с родителями хорошие взаимоотношения, значит надо чаще взаимодействовать с ними (совместные экскурсии, труд, поездки, походы, праздники, мастер-классы и тп.)
Практика
Упражнения по развитию навыков общения
Чтобы преодолеть робость и научиться общаться с людьми, необходима помощь специалиста. Но существуют и простые упражнения, которые помогут вам развить коммуникативные навыки. Ждать чудес от них не стоит, но их выполнение подготовит почву для более серьезной работы над собой.
Разговор со стулом
Каждый день говорите вслух – но не с людьми, а с предметами. Кстати, беседовать со стулом или геранью намного сложнее, чем с настоящим собеседником. Именно поэтому это столь действенный тренинг. Попробуйте несколько минут говорить на определенную тему – для начала просто расскажите, как у вас идут дела. Можно мысленно составить план разговора и придерживаться его. Это поможет научиться связно выражать свои мысли.
10 незнакомцев
Поставьте себе цель – каждый день затевать непринужденные беседы с незнакомыми людьми. Спросите мнение продавщицы о сортах хлеба, узнайте у первого встречного, как пройти в поликлинику, поболтайте о погоде с соседкой в подъезде. Это избавит от страха заговорить первым.
Я все помню
Развивайте память – старайтесь запоминать, во что одеты окружающие вас люди, что они держат в руках, какого цвета у них глаза, что они вам сказали. Вечером проверьте, многих ли вы можете вспомнить в деталях.
Хвалю!
Попробуйте сказать комплимент каждому, с кем вы будете беседовать в течение дня. Неважно, что вы будете хвалить – внешность («Какое элегантное пальто!», личные качества («С тобой всегда весело») или умения («Как вы ловко с кофе-машиной управляетесь!»). Главное, чтобы комплименты были искренними.
Упражнение «Апчхи».
Участники делятся на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается задание: громко крикнуть определенное слово («спички», «точки», «очки» или «алыча», «ящик», «хрящик» и т. д.). проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко произносит свое слово. Затем, по сигналу ведущего, все группы вместе кричат свои слова. При слитном звучании должно получиться «пчхи», на что ведущий может ответить: «Будьте здоровы!» успех «чихани, не стараясь перекричать других.
я» зависит от того, насколько микрогруппы прислушиваются друг другу
Упражнение «Идеальное общение»
Педагогам дается 5 минут, чтобы придумать и показать жестами следующие сигналы:
• Мне нужна помощь;
• У меня есть свободное время;
• Прекратите шуметь;
• Поспешите;
• Успокойтесь;
• Я иду на помощь;
• Приходите в гости.