Лучший педагог года

Консультация «Актуальность проблемы профессиональной компетентности педагогов по формированию основ финансовой грамотности»

Скуратова Елена Александровна
Консультация «Актуальность проблемы профессиональной компетентности педагогов по формированию основ финансовой грамотности»

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Тем не менее, у большинства это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?». Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов.

Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить

детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему

позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят

и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение

в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи, деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь», трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог. Педагог ДОУ для преподавания основ финансовой грамотности должен обладать следующими качествами:

Системное мышление. Необходимо уметь мыслить масштабно, критически и системно, знать смежные области.

Высокий уровень мотивации. Педагог должен быть готов к преобразованию профессиональной педагогической деятельности, осваивать новые профессиональные компетенции и обновлять формы и методы работы.

Адаптивность к переменам. Нужно уметь перестраивать собственную деятельность в связи с изменениями в дошкольном образовании и расширением вариативности образовательных услуг.

Умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации.

Умение анализировать собственную профессиональную педагогическую деятельность и перестраивать её на основе освоения новой научной информации.

Проблема низкой финансовой грамотности является для России относительно новой. В настоящее время умением рационально распоряжаться деньгами обладает лишь малая часть населения Российской Федерации.

Для формирования финансовой культуры и основ финансовой грамотности у старших дошкольников в ДОУ реализуется парциальная программа «Академия финансов для дошкольников».

Цель: помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

1) понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

2) уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

3) осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

4) признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

5) рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

6) применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Финансовую грамотность следует включать в воспитательно-образовательный процесс в следующие образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

В процессе организации образовательного процесса по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические, так и современные формы работы. Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Формы работы:

1. Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.

Виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, спортивные и другие.

2. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение - является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам.

3. Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.

4. Для работы с семьей эффективно использование папок- передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин» и пр. В папках-передвижках должны быть приведен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, представлены рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения.

5. Анкетирование, опрос дошкольников и родителей - позволяют воспитателю получить необходимую информацию для размышления.

6. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.

7. Ситуационные задачи - обучения на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

Источником для разработки ситуационных задач, как формы образовательной работы ДОО, может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации и др.

8. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

9. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

Средства организации изучения основ финансовой грамотности.

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:

чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского

чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

познавательно-исследовательской (натуральные предметы для

исследования, макеты, карты, модели, картины и др.);

игровой (игры, игрушки);

трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);

коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные

ресурсы);

продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации,

рисования и конструирования);

музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты,

дидактический материал и др.);

двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания,

занятий с мячом и другими предметами).

Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Следовательно, при включении экономического воспитания в образовательную деятельность каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечение их необходимыми материалами, которые родители могут использовать вне ДОО, чтобы поддержать интерес ребенка к темам, которые изучаются в ДОО.

(10 слайд) Существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов финансовой грамотности в ДОО:

недостаточная информированность педагогов и родителей о значимости

и необходимости освоения детьми дошкольного возраста основ финансовой грамотности;

нет разнообразия информации о практической работе с детьми и мало

методических разработок;

развивающая среда групп не готова к полноценной работе;

загруженность воспитанников старшей и подготовительной групп.

(11 слайд) Знание этих проблем дает импульс и направление, в котором следует действовать для их устранения:

активнее использовать уже имеющиеся и разрабатывать новые

парциальные программы по освоению финансовой грамотности в ДОО с учетом требований времени;

интегрировать элементы основ финансовой грамотности в существующие образовательные области ФГОС ДО;

пополнять предметно-развивающую среду в группах по данному направлению.

создания онлайн- библиотек методических материалов и наглядных пособий по финансовой грамотности и экономическому воспитанию;

стимулировать родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных

с финансовой грамотностью и экономическими знаниями, консультировать их в рамках данного направления.

Повышая таким образом профессиональную компетентность педагогов в условиях образовательного учреждения, повышается качество дошкольного образования и привлекательность образовательной организации для потенциальных воспитанников.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Актуальность проблемы профессиональной компетентности педагогов по формированию основ финансовой грамотности»
Опубликовано: 13 октября 2024 в 19:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Актуальность проблемы профессиональной компетентности педагогов по формированию основ финансовой грамотности»» (включая файлы) размещена пользователем Скуратова Елена Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД