Скуратова Елена Александровна
Консультация «Актуальность проблемы профессиональной компетентности педагогов по формированию основ финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Тем не менее, у большинства это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?». Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».
Публикация «Консультация „Актуальность проблемы профессиональной компетентности педагогов по формированию основ финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов.
Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить
детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему
позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят
и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение
в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи, деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь», трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог. Педагог ДОУ для преподавания основ финансовой грамотности должен обладать следующими качествами:
Системное мышление. Необходимо уметь мыслить масштабно, критически и системно, знать смежные области.
Высокий уровень мотивации. Педагог должен быть готов к преобразованию профессиональной педагогической деятельности, осваивать новые профессиональные компетенции и обновлять формы и методы работы.
Адаптивность к переменам. Нужно уметь перестраивать собственную деятельность в связи с изменениями в дошкольном образовании и расширением вариативности образовательных услуг.
Умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации.
Умение анализировать собственную профессиональную педагогическую деятельность и перестраивать её на основе освоения новой научной информации.
Проблема низкой финансовой грамотности является для России относительно новой. В настоящее время умением рационально распоряжаться деньгами обладает лишь малая часть населения Российской Федерации.
Для формирования финансовой культуры и основ финансовой грамотности у старших дошкольников в ДОУ реализуется парциальная программа «Академия финансов для дошкольников».
Цель: помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
1) понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
2) уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
3) осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
4) признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
5) рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
6) применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Финансовую грамотность следует включать в воспитательно-образовательный процесс в следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В процессе организации образовательного процесса по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические, так и современные формы работы. Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Формы работы :
1. Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.
Виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, спортивные и другие.
2. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение - является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам.
3. Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.
4. Для работы с семьей эффективно использование папок- передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин» и пр. В папках-передвижках должны быть приведен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, представлены рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения.
5. Анкетирование, опрос дошкольников и родителей - позволяют воспитателю получить необходимую информацию для размышления.
6. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.
7. Ситуационные задачи - обучения на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.
Источником для разработки ситуационных задач, как формы образовательной работы ДОО, может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации и др.
8. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
9. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.
Средства организации изучения основ финансовой грамотности.
Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:
чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского
чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
познавательно-исследовательской (натуральные предметы для
исследования, макеты, карты, модели, картины и др.);
игровой (игры, игрушки);
трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);
коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные
ресурсы);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации,
рисования и конструирования);
музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты,
дидактический материал и др.);
двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания,
занятий с мячом и другими предметами).
Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Следовательно, при включении экономического воспитания в образовательную деятельность каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечение их необходимыми материалами, которые родители могут использовать вне ДОО, чтобы поддержать интерес ребенка к темам, которые изучаются в ДОО.
(10 слайд) Существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов финансовой грамотности в ДОО :
недостаточная информированность педагогов и родителей о значимости
и необходимости освоения детьми дошкольного возраста основ финансовой грамотности;
нет разнообразия информации о практической работе с детьми и мало
методических разработок;
развивающая среда групп не готова к полноценной работе;
загруженность воспитанников старшей и подготовительной групп.
(11 слайд) Знание этих проблем дает импульс и направление, в котором следует действовать для их устранения:
активнее использовать уже имеющиеся и разрабатывать новые
парциальные программы по освоению финансовой грамотности в ДОО с учетом требований времени;
интегрировать элементы основ финансовой грамотности в существующие образовательные области ФГОС ДО;
пополнять предметно-развивающую среду в группах по данному направлению.
создания онлайн- библиотек методических материалов и наглядных пособий по финансовой грамотности и экономическому воспитанию;
стимулировать родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных
с финансовой грамотностью и экономическими знаниями, консультировать их в рамках данного направления.
Повышая таким образом профессиональную компетентность педагогов в условиях образовательного учреждения, повышается качество дошкольного образования и привлекательность образовательной организации для потенциальных воспитанников.