Наталья Гнедько
Консультация о роли подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 38 «Искорка»
Консультация :
«О роли подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»
Составитель:
Воспитатель
МДОУ № 38 «Искорка»
Гнедько Н. Г.
г. Подольск
2017г.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
О роли подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста
Подвижные игры широко используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания. Но зачастую воспитатели и родители недооценивают их влияние на развитие и формирование психической сферы личности ребенка. Подвижная игра создает благоприятные возможности для тренировки всех функций головного мозга, поскольку одновременно задействует различные анализаторы, что создает предпосылки к успешному овладению элементами и содержанием учебной деятельности.
Подвижные игры развивают память, воображение, внимание, а также удовлетворяют двигательные потребности ребенка. Применение подвижных игр позволяет усилить возможности педагогического воздействия, способствуя успешному формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы знаний, психических и нравственных качеств личности.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Она позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-оздоровительные задачи, оказывает всестороннее влияние на развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности, и благотворно влияет на психику ребенка.
Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.
Игры помогают развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывают сдержанность, самообладание, чувство ответственности за успех звена, команды.
Обязательность выполнения правил подвижной игры дисциплинирует ребят, воспитывает волю. Необходимость выбора способа действия для достижения игровой цели стимулирует проявление самостоятельности, инициативы и других положительных качеств.
Подвижные игры подразделяются на элементарные с правилами (сюжетные и несюжетные) и игры с элементами спорта (волейбол, баскетбол, хоккей и т. д.).
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод.
Детей увлекают игровые образы, в которых они творчески воплощаются (птицы и автомобили, пилоты, волк и гуси, обезьянки и ловцы).
Несюжетные подвижные игры содержат интересные для детей двигательные задачи, ведущие к достижению поставленной перед ними цели. Они подразделяются на игры типа перебежек, ловишек и т. п., игры с элементами соревнования («Чье звено скорее построится?», «Кто скорее к своему флажку?»); несложные игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячами, обручами, серсо, скакалками, кеглями); игры, различающиеся по их двигательному содержанию (преобладающий вид движения — бег, прыжки, метание и т. п.).
По двигательным действиям и физической нагрузке игры условно делятся па три группы: большой, средней и малой подвижности.
Игры большой подвижности построены на активных движениях (бег, прыжки, лазанье). К играм средней подвижности относятся игры с относительно спокойным содержанием и характером движений (ходьба, передача предметов). Игры малой подвижности предполагают небольшую двигательную активность детей. Чаще всего эти игры предназначаются для успокоения организма, доведения его до состояния физиологической нормы.
Подбираются и планируются подвижные игры в соответствии с программой. При этом необходим многосторонний учет условий работы в данной возрастной группе : общий уровень физического и умственного развития детей, уровень развития их двигательных умений, состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные типологические особенности, время года, особенности режима дня, место проведения игры, а также интересы детей.
В соответствии с требованиями программы подвижные игры постепенно усложняются с учетом возрастающего опыта, а также постепенной целенаправленной подготовки к школе.
В младшей группе организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и не сюжетные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии инструктора.
Дети 3 лет подводятся к выполнению индивидуальных ролей. В играх типа «Найди свой домик» приучаются самостоятельно изменять направление в беге.
В средней группе уже возможны игры с простейшими соревнованиями, как индивидуальными («Кто скорее принесет игрушку?», так и коллективными («Самолеты»).
Для детей старшей группы подвижные игры усложняются по содержанию правил, количеству ролей, вводятся задания на коллективное соревнование («Чье звено скорее построится?»). При соревновании небольших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные типологические особенности детей.
Дети подготовительной к школе группы играют в более сложные подвижные игры, а также в игры с коллективным соревнованием, игры-эстафеты, игры с элементами спорта.
Большое значение имеет целесообразная организация детей в игре. В зависимости от ее содержания, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно, или с небольшой группой, в то время как остальная часть детей занята другой деятельностью.
Игра – физиологическая потребность ребенка, составляющая главное содержание его жизни. В руках педагога игра становится главным средством воспитания.
Объяснение игры может проходить по-разному в зависимости oт ее вида. Так, объяснение несюжетной игры должно быть кратким, точным и интонационно выразительным. Воспитатель объясняет последовательность игровых действий, указывает местоположение детей, игровых атрибутов, пользуясь при этом пространственной терминологией (с ориентирами на предмет в младших и средних группах и без них в старших) и выделяет правила.
При проведении игр с элементами соревнования инструктор уточняет их условия, правила, игровые приемы.
В таких играх рекомендуется предлагать задания не только на скорость, но и на качество выполнения движений («Чья команда пробежит- правильнее?», «Чья команда не уронит мяч?»). Правильно выполненное движение доставляет детям удовлетворение и вызывает стремление к совершенствованию.
Сюжетная игра требует других приемов. Задача инструктора заключается в том, чтобы создать у детей наглядную картину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы, воздействовать на воображение и эмоции детей, активизировать творческую инициативу. Для этого можно использовать игрушку, рассказ.
Есть разные способы распределения ролей в играх. Иногда воспитатель назначает водящего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить нового ребенка; показать определенные качества на примере активного; поручить роль робкому, застенчивому ребенку или включиться в игру самостоятельно, взяв на себя роль водящего или рядо-вого участника). Также можно использовать считалки или предложить детям выбрать водящего и объяснить, почему они поручают эту роль именно данному ребенку.
В младших группах роль водящего выполняет сам педагог и делает это эмоционально, живо. Постепенно индивидуальная роль может поручаться ребенку при условии ограниченного пространства и контроля за направ-лением его движения.
В процессе игры воспитатель следит за действиями, взаимоотношениями детей, выполнением ими правил, дозировкой нагрузки, делает краткие указания.
Заканчивается подвижная игра общей ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс в норму.