Вера Жарикова
Консультации для родителей от музыкальных руководителей
Музыкальные игры с детьми дома
Одним из неотъемлемых элементов формирования личности ребёнка дошкольного возраста является музыкальное воспитание. Хорошо, когда оно осуществляется не только в детском саду, но и дома, в семье. Один из вариантов домашнего музыкального развития — это музыкальные игры. Сама музыка, её восприятие, выполняемые движения, исполнение любимых песен развивают музыкальный слух детей, учат чувствовать ритм и в совершенстве управлять своим телом. Немаловажным является то, что домашнее музицирование способствует творческому развитию ребёнка, его раскрепощению через самовыражение. А главное, надолго создаёт положительный эмоциональный настрой всей семье, который так необходим взрослым в нашем современном мире, и без которого невозможно гармоничное развитие личности малыша. Ведь что может быть интереснее и веселее, чем занимательная игра с любимой мамой? Или вместе с мамой и папой? А как будет здорово, если к игре присоединятся и бабушка с дедушкой!
Публикация «Консультации для родителей от музыкальных руководителей» размещена в разделах
Таким образом мы видим несомненную пользу домашнего музицирования с детьми. Дети часто воспринимают веселые музыкальные игры как некое вознаграждение, поэтому их можно использовать, к примеру, в качестве отвлекающего или успокаивающего фактора. Нельзя не заметить и обучающие моменты:
•Ребёнок тренирует речь и память, так как подобного рода игровая деятельность требует предварительного выучивания текста песни.
•Дисциплинируют детей наличие правил, присутствующих в большинстве музыкальных игр и их исполнения.
•Развивается образное мышление ребёнка, так как в процессе игры приходится «вживаться» в ту или иную роль (быть паучком, лисичкой, зайчиком, цветочком,морской волной и т. д.)
•Малыш становится более внимательными и сконцентрированным, когда учится слушать и слышать музыку.
•Развиваются ладовое и музыкально-ритмическое чувства, а также взаимосвязь между ними, при выполнении движений в такт музыке.
Особенности организации музыкальных игр для детей :
Разнообразие мультимедийных средств на сегодняшний день существенно упрощают организацию музыкальных игр в домашних условиях. Подобрать игру также легко. Родителям важно учитывать следующие моменты:
•Прежде чем приступить к самой игре, нужно выучить текст песни вместе с ребенком.
•Тема игры и ее содержание должны быть близкими малышу, соответствовать его представлению об окружающем мире, а также иметь воспитывающий момент.
•Маленькому ребёнку будет сложно совмещать пение с движениями, поэтому для малышей следует подбирать игры, в которых они будут медленными или чередующимися с пением.
Варианты музыкальных игр с детьми :
На просторах интернета сегодня можно найти огромное количество детских музыкальных игр. Также, можно придумывать их самим или вместе с детьми, основываясь на особенностях организации, всё зависит от Вашей фантазии. Я хочу Вам предложить несколько вариантов музыкальных игр, рекомендуемых многими опытными педагогами:
«Какой инструмент звучал?»
Перед ребёнком два инструмента. Предположим, бубен и барабан. Попросите малыша отвернуться и постучите по одному из инструментов. Если малыш угадает, по какому инструменту вы стучали, то получает ваше одобрение и аплодисменты.
Постепенно количество инструментов (речь идёт о детских музыкальных инструментах) как мелодичных, так и ударных можно увеличить.
Игра развивает тонкость слуха, учит узнавать различные тембры.
Время от времени меняйтесь ролями: ребёнок спрашивает — вы отвечаете.
«Танцуй так же, как я»
Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка, точно их повторить. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует. Например, Баба-Яга, Золушка, или другой сказочный персонаж или зверь. Ребёнок становится старше, и круг танцующих персонажей всё более расширяется. Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы (или дети) сами оцениваете, кто станцевал лучше, и кто становится "заказчиком". Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение.
«Узнай песенку»
Вы играете, напеваете или насвистываете известную песенку ребёнку. Он должен угадать, какая это песенка. В случае правильно ответа — одобрение и аплодисменты. Игры, в которых победитель зарабатывает очки или баллы, начнутся чуть позже.
«Слушаем тишину»
У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются — рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут. За это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать. тишину. Которую они не слышат. Не умеют слышать. Это можно сделать и дома, но лучше где-нибудь на природе. В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во дворе. Итак, условия игры.
— Тише, — говорите вы. — Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем — кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди.
— Вот машина прошла. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками.
Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря. Кстати, тишина, пауза — вполне музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) — большое искусство. Как в музыке, так и в жизни.
За каждый названный источник звука фишка продвигается вперёд. Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.