МААМ-картинки

Конструкт интегрированного коррекционно — развивающего занятия для старших дошкольников

Светлана Коробейникова
Конструкт интегрированного коррекционно — развивающего занятия для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Конструкт интегрированного коррекционно – развивающего

занятия для старших дошкольников

Вид деятельности: коммуникативная.

Форма: КВН.

Способ организации: активно - деятельностный

Тема: «Звуки [Л] - [Ль]».

Цель: дифференцировать правильное произношение звука [Л] и [Ль] в процессе речевого общения на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной).

Публикация «Конструкт интегрированного коррекционно — развивающего занятия для старших дошкольников» размещена в разделах

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми :

Образовательные:

•Закрепить слуховой и моторный образ звуков [Л] – [Ль].

•Закрепить понятия «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «гласный звук».

Коррекционно – развивающие :

•Совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторики, координировать речь с движением.

•Дифференцировать правильное произношение звуков [Л] – [Ль].

•Тренироваться в определении места звуков [Л] – [Ль] в словах.

•Закрепить зрительный образ буквы «Л».

Развивать силу голоса.

Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию.

•Продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Воспитательные:

•Воспитывать желание говорить красиво и правильно.

•Воспитывать навыки сотрудничества со взрослым.

•Воспитывать активность и внимательность на занятии.

Оборудование:

•дидактическое пособие «Снежинки»;

•полоски синего и зеленого цвета по количеству детей;

три квадрата: синий, зеленый, красный;

•план характеристики звука;

•звуковички звуков [Л] и [Ль];

•дидактическое пособие «Логопедическая карусель»;

•предметные картинки со звуками [Л] и [Ль], звуковая линейка;

•демонстрационная карточка с буквой «Л»;

•индивидуальные карточки для работы с буквой;

•простые карандаши;

•песочные часы;

•Е. Железнова «Ежики»;

•портативная колонка, флешка.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

С добрым утром всем,

Я вас рада встретить,

Задорно улыбнемся

И за руки возьмемся!

- Сожмем руки друг другу и расслабим. Дети

стоят на ковре полукругом.

Сосредотачивают внимание на выполнении, выполняют упражнение 2 раза.

Педагог эмоционально стимулирует к совместной работе, вовлекает детей в совместную деятельность.

2. Пальчиковая гимнастика. - Приготовили пальчики, сделаем зарядку.

Нет на свете легче дел, (пальчики «здороваются» с большим пальцем)

Чем построить букву «Л».

Распрямим свои ладони (выпрямить ладони горизонтально и соединить их)

И из них построим дом. (изобразить ладонями крышу дома)

3. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики под музыкальное сопрофождение.

- Сделаем зарядку и для наших органов речи:

«Улыбка»;

«Улыбка» - «Заборчик»;

«Окошко»;

«Качели»;

«Часики»;

«Лопатка»;

«Болтушка»;

«Дятел»;

«Улыбка»;

4. Дыхательная гимнастика.

-Ребята, напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

- Правильно, зима. Завершается второй месяц зимы - январь.

- Вдруг набежала снежная тучка и внезапно пошел пушистый снег, резные снежинки полетели с неба.

- Подуем на них, сделав глубокий вдох через нос и длинный выдох через рот.

Повторяют упражнение 3 раза Педагог предлагает детям пособие для развития продолжительной воздушной струи со снежинками, стимулирует интерес.

5. Ситуативная беседа. Планирование совместной деятельности.

- Сегодня мы с вами будем закреплять правильное произношение согласных звуков [л] и [ль]. Для этого нам нужно будет разделиться на 2 команды. Как же мы разделимся?

- Ребята, как вы думаете, почему я вам предложили зеленые и синие полоски? Что обозначает цвет, когда мы работаем со звуком?

- Теперь те, у кого синяя полоска, вставайте возле синего квадрата, у кого зеленая полоска – у зеленого квадрата.

- Посовещайтесь, договоритесь каждый в своей команде и выберите капитана.

Осуществляют самостоятельный выбор.

Дети выражают собственные суждения, что цвет указывает на то, какой звук - мягкие согласные звуки обозначаются зеленым цветом, а твердые согласные звуки - синим цветом.

Дети договариваются, сообщают педагогу о своем решении. Педагог предлагает на выбор каждому ребенку вытянуть полоску – зеленую или синюю, инициирует общее обсуждение, рассказывает и обсуждает в детьми.

Педагог кладет на ковер справа зеленый квадрат, слева – синий квадрат.

Предоставляет возможность для сотрудничества детей.

Педагог вешает на шею капитану звуковичок соответственно цвету звука в команде.

6. Сравнительная характеристика звуков [Л] и [Ль].

- Расскажите мне, пожалуйста, по данной схеме о звуке [Л], он какой? Почему? (согласный, твердый, звонкий). Аналогично дают характеристику о звуке [Ль] (согласный, мягкий, звонкий).

- Чем отличаются эти два звука? (Звук [Л] твердый, а звук [Ль] мягкий).

Дошкольники по предложенной схеме анализируют закрепляемые звуки

Педагог контролирует ответы полными предложениями.

7. Развитие фонематических процессов. - Далее я буду называть слова, если услышите мягкий звук [Ль], та команда хлопает в ладоши 1 раз, если услышите твердый звук [Л], та команда подпрыгнет 1 раз.

Предлагаются следующие слова: ласточка, ракета, корабль, самосвал, палка, шлагбаум, артист, лес, ракушка, колокольчик, стекло, окно, пила, мальчики.

Дети команды звука [Л] подпрыгивают, а «звуки» [Ль] – хлопают в ладоши, сосредотачивают внимание.

8. Конкурс «Найди картинку».

Перед детьми ставится авторское пособие «Логопедическая карусель», имеющее две рабочие поверхности, каждой команде даются картинки, имеющие в своих названиях и звуки [Л], и звуки [Ль], После выполнения задания совместно проверяют выполнение задания, в каждом слове определяется место звука в слове с помощью звуковой линейки.

Дети садятся за 2 стола командами каждый из команды по одному подходит к «Карусели», выбирает соответствующую картинку и крепит ее кабинки «Карусели», Каждый следующий ребенок имеет возможность в случае ошибки исправить ее.

Практикуются в осуществлении выбора, осуществляя взаимоконтроль.

Педагог направляет детей, сосредотачивает их внимание, предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.

Педагог контролирует правильное произношение звуков [Л] и [Ль] в словах.

9. Динамическая игра «Домики для звуков»

- Теперь я каждому из вас раздам картинку, вам нужно будет внимательно ее рассмотреть, догадаться, что на ней изображено.

- Выйдем с картинками на ковер и поиграем в игру «Домики для звуков».

- Ребята, посмотрите, перед вами лежат квадраты трех цветов - домики звуков. Как вы думаете, что они могут обозначать? ( Обозначение характеристики звука: твердые, мягкие согласные звуки, гласные звуки).

- Сейчас вам нужно будет определить первый и последний звук в вашей картинке, какие они: твердые, мягкие, гласные? Затем зазвучит музыка, вы будете свободно передвигаться, когда она остановится, встать у того квадрата, какой у вас первый звук (аналогично проводится работа по характеристики последнего звука).

Дети высказывают свои предположения, выстраивают порядок и последовательность действий.

10. Физминутка «Зарядка буквы «Л»

- Немножко отдохнем и сделаем зарядку буквы «Л» :

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске - руки в боки.

Наклонились влево-вправо, влево-вправо,

влево-вправо, получается на славу.

Влево-вправо наклонись, влево-вправо повернись.

Тянем руки вниз и вверх, ниже всех и выше всех.

Будем мы прыжки считать: раз, два, три, четыре, пять.

Девочки и мальчики прыгают, как зайчики.

11. Конкурс капитанов

- Выйдите ко мне, пожалуйста, капитаны команды. За 1 минуту вам нужно будет по очереди назвать как можно больше слов со своим звуком. Выиграет тот капитан и принесет своей команде звуковичка, кто больше слов назовет. Команда не подсказывает.

Дети присаживаются на свои места.

Капитаны выходят к педагогу, самостоятельно решают поставленную задачу. Педагог объясняет задание, ставит на стол песочные часы, рассчитанные на 1 минуту, и контролирует правильность выполнения, фиксирует ответы детей.

12. Конкурс «Найди букву»

- Давайте повторим еще раз, какой буквой обозначаются звуки [Л] и [Ль] .

- Из полосочек, которые я вам давала в начале занятия, сконструируйте букву Л на столе.

- Я вам раздам по одной карточке на команду, ваша задача - найти и обвести букву Л, на выполнение задания дается 1 минута.

Конструируют совместно букву «Л».

Работают все вместе, ищут и обводят простым карандашом нужную букву, советуются друг с другом, спорят. Педагог демонстрирует детям карточку с буквой «Л» и крепит ее на доску.

Раздает карточки, согласовывает с детьми действия, их последовательность. Подсчитывает количество обведенных букв и дает победителю конкурса звуковичок.

13. Конкурс «Отгадай загадку»

- Предлагаю следующий конкурс «Отгадай загадку». В слове-отгадке необходимо определить место звука или [Л], или [Ль].

Есть у нас коньки одни,

Только летние они.

По асфальту мы катались

И довольными остались (РОЛИКИ)

Деревянных два коня

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

А для ускоренья бега

Палками касаюсь снега (ЛЫЖИ)

Я маленькая прачка, друзья,

Стираю старательно я.

Если работу мне дашь -

Зря трудился карандаш (ЛАСТИК)

Этот знак не продают,

А торжественно вручают.

За спортивные успехи

Им лишь лучших награждают (МЕДАЛЬ) Команды отгадывают предложенные загадки, определяют место отрабатываемых звуков в словах Педагог способствует групповой работе детей.

14. Анализ, рефлексия. Итог занятия

- С какими звуками мы сегодня поработали? Какие они? Чем отличаются?

- Какой буквой обозначаются?

- Что на занятии вам понравилось?

- Как оцениваете свою работу в команде?

- Капитаны команд, посчитайте, пожалуйста, сколько звуковичков набрала ваша команда?

- До свидания.

Отвечают на вопросы и каждый дает оценку своей деятельности на занятии.

Подсчитывают количество звуковичков, набранных командой Контролирует ответы ребенка полными предложениями.

Награждает детей обеих команд медалями «Я дружу со звуком [Л]», выражает признательность

Перечень программно – методического обеспечения

1. Баскакина И. В. Приключения Л. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2010. – 32 с. : ил. – (Практическая логопедия).

2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).

3. Ванюхина Г. Речецветик - Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2001 г.

4. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 656 с.

5.«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной. – М. : Просвещение, 2009.

6. Ярош Е. А. Речевое развитие младших школьников. Учебно – методическое пособие. – Екатеринбург: Форум – книга, 2008.- 400 с.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы :

https://deti-online.com/

https://www.lenagold.ru/

Публикации по теме:

Презентация «Формирование правильной речи у детей с ОНР» В данной презентации рассматривается, что такое лексико-грамматический строй речи, как развивается речь у дошкольников, как строить работу.

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструкт интегрированного коррекционно — развивающего занятия для старших дошкольников
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 12:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструкт интегрированного коррекционно — развивающего занятия для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Коробейникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД