Светлана Коробейникова
Конструкт интегрированного коррекционно — развивающего занятия для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт интегрированного коррекционно – развивающего
занятия для старших дошкольников
Вид деятельности: коммуникативная.
Форма: КВН.
Способ организации: активно - деятельностный
Тема: «Звуки [Л] - [Ль]».
Цель: дифференцировать правильное произношение звука [Л] и [Ль] в процессе речевого общения на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной).
Публикация «Конструкт интегрированного коррекционно — развивающего занятия для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми :
Образовательные:
•Закрепить слуховой и моторный образ звуков [Л] – [Ль].
•Закрепить понятия «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «гласный звук».
Коррекционно – развивающие :
•Совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторики, координировать речь с движением.
•Дифференцировать правильное произношение звуков [Л] – [Ль].
•Тренироваться в определении места звуков [Л] – [Ль] в словах.
•Закрепить зрительный образ буквы «Л».
•Развивать силу голоса.
•Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию.
•Продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Воспитательные:
•Воспитывать желание говорить красиво и правильно.
•Воспитывать навыки сотрудничества со взрослым.
•Воспитывать активность и внимательность на занятии.
Оборудование:
•дидактическое пособие «Снежинки»;
•полоски синего и зеленого цвета по количеству детей;
• три квадрата: синий, зеленый, красный;
•план характеристики звука;
•звуковички звуков [Л] и [Ль];
•дидактическое пособие «Логопедическая карусель»;
•предметные картинки со звуками [Л] и [Ль], звуковая линейка;
•демонстрационная карточка с буквой «Л»;
•индивидуальные карточки для работы с буквой;
•простые карандаши;
•песочные часы;
•Е. Железнова «Ежики»;
•портативная колонка, флешка.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
С добрым утром всем,
Я вас рада встретить,
Задорно улыбнемся
И за руки возьмемся!
- Сожмем руки друг другу и расслабим. Дети
стоят на ковре полукругом.
Сосредотачивают внимание на выполнении, выполняют упражнение 2 раза.
Педагог эмоционально стимулирует к совместной работе, вовлекает детей в совместную деятельность.
2. Пальчиковая гимнастика. - Приготовили пальчики, сделаем зарядку.
Нет на свете легче дел, (пальчики «здороваются» с большим пальцем)
Чем построить букву «Л».
Распрямим свои ладони (выпрямить ладони горизонтально и соединить их)
И из них построим дом. (изобразить ладонями крышу дома)
3. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики под музыкальное сопрофождение.
- Сделаем зарядку и для наших органов речи:
•«Улыбка»;
•«Улыбка» - «Заборчик»;
•«Окошко»;
•«Качели»;
•«Часики»;
•«Лопатка»;
•«Болтушка»;
•«Дятел»;
•«Улыбка»;
4. Дыхательная гимнастика.
-Ребята, напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
- Правильно, зима. Завершается второй месяц зимы - январь.
- Вдруг набежала снежная тучка и внезапно пошел пушистый снег, резные снежинки полетели с неба.
- Подуем на них, сделав глубокий вдох через нос и длинный выдох через рот.
Повторяют упражнение 3 раза Педагог предлагает детям пособие для развития продолжительной воздушной струи со снежинками, стимулирует интерес.
5. Ситуативная беседа. Планирование совместной деятельности.
- Сегодня мы с вами будем закреплять правильное произношение согласных звуков [л] и [ль]. Для этого нам нужно будет разделиться на 2 команды. Как же мы разделимся?
- Ребята, как вы думаете, почему я вам предложили зеленые и синие полоски? Что обозначает цвет, когда мы работаем со звуком?
- Теперь те, у кого синяя полоска, вставайте возле синего квадрата, у кого зеленая полоска – у зеленого квадрата.
- Посовещайтесь, договоритесь каждый в своей команде и выберите капитана.
Осуществляют самостоятельный выбор.
Дети выражают собственные суждения, что цвет указывает на то, какой звук - мягкие согласные звуки обозначаются зеленым цветом, а твердые согласные звуки - синим цветом.
Дети договариваются, сообщают педагогу о своем решении. Педагог предлагает на выбор каждому ребенку вытянуть полоску – зеленую или синюю, инициирует общее обсуждение, рассказывает и обсуждает в детьми.
Педагог кладет на ковер справа зеленый квадрат, слева – синий квадрат.
Предоставляет возможность для сотрудничества детей.
Педагог вешает на шею капитану звуковичок соответственно цвету звука в команде.
6. Сравнительная характеристика звуков [Л] и [Ль].
- Расскажите мне, пожалуйста, по данной схеме о звуке [Л], он какой? Почему? (согласный, твердый, звонкий). Аналогично дают характеристику о звуке [Ль] (согласный, мягкий, звонкий).
- Чем отличаются эти два звука? (Звук [Л] твердый, а звук [Ль] мягкий).
Дошкольники по предложенной схеме анализируют закрепляемые звуки
Педагог контролирует ответы полными предложениями.
7. Развитие фонематических процессов. - Далее я буду называть слова, если услышите мягкий звук [Ль], та команда хлопает в ладоши 1 раз, если услышите твердый звук [Л], та команда подпрыгнет 1 раз.
Предлагаются следующие слова: ласточка, ракета, корабль, самосвал, палка, шлагбаум, артист, лес, ракушка, колокольчик, стекло, окно, пила, мальчики.
Дети команды звука [Л] подпрыгивают, а «звуки» [Ль] – хлопают в ладоши, сосредотачивают внимание.
8. Конкурс «Найди картинку».
Перед детьми ставится авторское пособие «Логопедическая карусель», имеющее две рабочие поверхности, каждой команде даются картинки, имеющие в своих названиях и звуки [Л], и звуки [Ль], После выполнения задания совместно проверяют выполнение задания, в каждом слове определяется место звука в слове с помощью звуковой линейки.
Дети садятся за 2 стола командами каждый из команды по одному подходит к «Карусели», выбирает соответствующую картинку и крепит ее кабинки «Карусели», Каждый следующий ребенок имеет возможность в случае ошибки исправить ее.
Практикуются в осуществлении выбора, осуществляя взаимоконтроль.
Педагог направляет детей, сосредотачивает их внимание, предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.
Педагог контролирует правильное произношение звуков [Л] и [Ль] в словах.
9. Динамическая игра «Домики для звуков»
- Теперь я каждому из вас раздам картинку, вам нужно будет внимательно ее рассмотреть, догадаться, что на ней изображено.
- Выйдем с картинками на ковер и поиграем в игру «Домики для звуков».
- Ребята, посмотрите, перед вами лежат квадраты трех цветов - домики звуков. Как вы думаете, что они могут обозначать? ( Обозначение характеристики звука: твердые, мягкие согласные звуки, гласные звуки).
- Сейчас вам нужно будет определить первый и последний звук в вашей картинке, какие они: твердые, мягкие, гласные? Затем зазвучит музыка, вы будете свободно передвигаться, когда она остановится, встать у того квадрата, какой у вас первый звук (аналогично проводится работа по характеристики последнего звука).
Дети высказывают свои предположения, выстраивают порядок и последовательность действий.
10. Физминутка «Зарядка буквы «Л»
- Немножко отдохнем и сделаем зарядку буквы «Л» :
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске - руки в боки.
Наклонились влево-вправо, влево-вправо,
влево-вправо, получается на славу.
Влево-вправо наклонись, влево-вправо повернись.
Тянем руки вниз и вверх, ниже всех и выше всех.
Будем мы прыжки считать: раз, два, три, четыре, пять.
Девочки и мальчики прыгают, как зайчики.
11. Конкурс капитанов
- Выйдите ко мне, пожалуйста, капитаны команды. За 1 минуту вам нужно будет по очереди назвать как можно больше слов со своим звуком. Выиграет тот капитан и принесет своей команде звуковичка, кто больше слов назовет. Команда не подсказывает.
Дети присаживаются на свои места.
Капитаны выходят к педагогу, самостоятельно решают поставленную задачу. Педагог объясняет задание, ставит на стол песочные часы, рассчитанные на 1 минуту, и контролирует правильность выполнения, фиксирует ответы детей.
12. Конкурс «Найди букву»
- Давайте повторим еще раз, какой буквой обозначаются звуки [Л] и [Ль] .
- Из полосочек, которые я вам давала в начале занятия, сконструируйте букву Л на столе.
- Я вам раздам по одной карточке на команду, ваша задача - найти и обвести букву Л, на выполнение задания дается 1 минута.
Конструируют совместно букву «Л».
Работают все вместе, ищут и обводят простым карандашом нужную букву, советуются друг с другом, спорят. Педагог демонстрирует детям карточку с буквой «Л» и крепит ее на доску.
Раздает карточки, согласовывает с детьми действия, их последовательность. Подсчитывает количество обведенных букв и дает победителю конкурса звуковичок.
13. Конкурс «Отгадай загадку»
- Предлагаю следующий конкурс «Отгадай загадку». В слове-отгадке необходимо определить место звука или [Л], или [Ль].
Есть у нас коньки одни,
Только летние они.
По асфальту мы катались
И довольными остались (РОЛИКИ)
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега (ЛЫЖИ)
Я маленькая прачка, друзья,
Стираю старательно я.
Если работу мне дашь -
Зря трудился карандаш (ЛАСТИК)
Этот знак не продают,
А торжественно вручают.
За спортивные успехи
Им лишь лучших награждают (МЕДАЛЬ) Команды отгадывают предложенные загадки, определяют место отрабатываемых звуков в словах Педагог способствует групповой работе детей.
14. Анализ, рефлексия. Итог занятия
- С какими звуками мы сегодня поработали? Какие они? Чем отличаются?
- Какой буквой обозначаются?
- Что на занятии вам понравилось?
- Как оцениваете свою работу в команде?
- Капитаны команд, посчитайте, пожалуйста, сколько звуковичков набрала ваша команда?
- До свидания.
Отвечают на вопросы и каждый дает оценку своей деятельности на занятии.
Подсчитывают количество звуковичков, набранных командой Контролирует ответы ребенка полными предложениями.
Награждает детей обеих команд медалями «Я дружу со звуком [Л]», выражает признательность
Перечень программно – методического обеспечения
1. Баскакина И. В. Приключения Л. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2010. – 32 с. : ил. – (Практическая логопедия).
2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
3. Ванюхина Г. Речецветик - Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2001 г.
4. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 656 с.
5.«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной. – М. : Просвещение, 2009.
6. Ярош Е. А. Речевое развитие младших школьников. Учебно – методическое пособие. – Екатеринбург: Форум – книга, 2008.- 400 с.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы :
https://deti-online.com/
https://www.lenagold.ru/