Получи документы

Конструирование в детском саду (от 2 до 7 лет). Программа «Детство»

Надежда Королева
Конструирование в детском саду (от 2 до 7 лет). Программа «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы

Конструирование в детском саду.

Группа раннего возраста 2-3 года

Материал

Конструктор мягкий напольный (мягкие модули, деревянный и пластмассовый настольный, различные по форме и величине пластины, бросовый материал (чурбачки, брусочки с просверленными дырочками из натурального дерева); игрушки для обыгрывания постройки (животные, птицы, куклы, матрёшки разных размеров, песок

Роль воспитателя

Публикация «Конструирование в детском саду (от 2 до 7 лет), Программа „Детство“» размещена в разделах

Воспитатель показывает способы конструирования, обязательно называет строительные детали: кубик, кирпичик, столбик (цилиндр, но не требует от детей называть их. Главное, чтобы дети умели отыскать нужные детали среди других.

Воспитатель первым начинает игру, а потом включает в нее детей, рассуждает с ними по поводу того, что еще надо построить, как играть. В играх и на занятиях следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки (во время укладывания куклы на построенную кроватку спеть песенку «Баю-баю» М. Красева, «Спи, мой Мишка» Е. Тиличеевой и др.).

Как действует ребёнок

Ребёнок действует с деталями строительного материала, конструкторов, геометрической мозаики, многократно их сравнивает, отбирает, примеривает, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получает результат. (Можно ставить кубики на кубики до тех пор, пока башня не упадёт) И чем больше ребёнок совершает побуждающих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходится без постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые приёмы для достижения результата, открывает для себя новые свойства деталей.

Вторая младшая группа 3-4 года

Материал

Деревянные и пластмассовые строительные наборы с деталями разных форм и размеров (Lego-Dacta, конструкторы с разными способами крепления деталей, игрушки сомасштабные постройкам, их тематике (несколько одинаковых собачек, котиков, машинок). Бумага разных видов (ватман, цветная, салфетки, картон, обёрточная, писчая, вата, поролон, текстильные материалы (верёвочки, ленточки, природный материал (сухие листья, жёлуди, шишки разных видов, песок, снег.

Роль воспитателя

Воспитатель обогащает знания детей об окружающем мире предметов, знакомит с конструируемыми объектами (заборчики, машины, дома и пр., читать стихи, рассказывать истории, показывать разнообразные действия с игрушками и предметами; учит осознанным способам действий, стимулируют поиск новых способов решения конструкторских задач (Моя машина не может проехать в твои ворота. Подумай, как перестроить их). Чтобы привлечь детей к выполнению учебной задачи, Воспитатель использует мотивацию (Детям интереснее «помочь» зайчикам спрятаться от дождя, холода, волка и т. д). Воспитатель старается оценивать действия детей в ходе занятия, подсказывает, напоминает, хвалят их, делая это от лица игрушки. Воспитатель включается в игры детей, своим примером показывает образцы ролевого поведения. Часто беседует с детьми от лица игрового персонажа по учебному содержанию занятия (Покажи мне заинька, где у твоего домика стены, из каких деталей ты их построил). Воспитатель содействует формированию детского общества, поощряет игровые объединения, ситуативно-деловое общение и сотрудничество со взрослым, воспитывает доброжелательные отношения к деятельности сверстников, поддерживает неуверенных, сдерживает детей, склонных к «лидерству». Воспитатель постоянно поощряет ребят за потребность независимости, самостоятельности, инициативности, общительности, вселяет в них веру в свои возможности.

Как действует ребёнок

Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте: раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании занятий и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед занятием.

На прогулке дети сооружают скамеечки, ворота, столы, стулья, мосты (на 1 или 2 куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Продолжается знакомство детей со свойствами снега и льда (из сырого снега можно лепить, сухой - рассыпается, льдинки прозрачные, разбиваются).

Индивидуальная работа с детьми

Продолжать учить детей конструированию ненавязчиво (Здравствуй, котик! – восп. Обращается к игрушке, для которой ребёнок построил домик. – Кто построил тебе такой домик? Нравится тебе в нём жить? Почему тебе нравится твой домик? Из каких деталей построил его Вова? Какого цвета стены у домика). В процессе конструирования и во время уборки строительного материала воспитатель продолжает учить детей сравнивать детали по цвету, форме, величине, аккуратно разбирать постройки, сортировать детали по виду и цвету, складывать на место.

На прогулке продолжается знакомство со свойствами песка. Дети делают простейшие постройки из песка. Можно обучать строительству горок.

+ работа по предыдущим группам.

Средняя группа 4-5 лет

Материал

Деревянные и пластмассовые строительные наборы с деталями разных форм и размеров, конструкторы с разными способами крепления деталей, игрушки сомасштабные постройкам, их тематике. Бумага разных видов (ватман, цветная, салфетки, картон, обёрточная, писчая, текстильные материалы (верёвочки, ленточки). Природный материал (сухие листья, жёлуди, сосновые иголки, шишки сосны, каштана, желудей, ореховая скорлупа).

Бросовый материал (коробки, катушки, нитки, дощечки, вата, поролон).

Песок, снег.

Роль воспитателя

Одним из главных приёмов приобщения детей к конструктивной деятельности остаётся совместное конструирование взрослого и детей, детей старшего дошкольного возраста и малышей. Воспитатель приобщает детей к подготовке к занятиям, воспитывает трудолюбие, закрепляет представление о деталях, материалах, формирует осознанное отношение к предстоящей деятельности (Давайте посоветуемся, какого размера лучше сделать записные книжки, какого цвета обложки). Воспитатель способствует развитию конструктивной деятельности, показывая детям иллюстрации, показывая диафильмы, читая стихи, посредством пения (Построив паровоз и обыгрывая постройку дети с удовольствуем поют песню «Паровоз» З. Компанейца).

Совместная деятельность педагога и детей представлена разнообразной работой, направленной на закрепление пройденного материала, отделку и доработку игрушки, совершенствование способов работы с различными материалами и инструментами. В работе педагога главное, чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, их потребности и желания, а также уровень их умений и навыков.

Педагог уже не только передаёт опыт ребёнку, он старается постепенно стать для ребенка его равноправным партнером по совместной деятельности.

Воспитатель поощряет стремление детей объединять свои конструкции единым сюжетом (Какую красивую мебель построили дети! Да у вас целая квартира получилась! Что вам ещё нужно построить, чтобы квартира была как настоящая).

На прогулке воспитатель учит детей лепить более крупные снежные фигуры, проявлять в работе бОльшую самостоятельность, украшать постройки, наряжать снежные фигуры.

Как действует ребёнок

Детям становится доступным воспроизведение простейших образцов, изображённых на рисунке. Ребёнок может оценить результат своего труда, соотнести с образцом, заметить недостатки, усовершенствовать. Только красивая, аккуратно сделанная игрушка удовлетворяет ребёнка. Ребёнок может назвать тему постройки, которую собирается сделать, способен выполнять задуманное до конца. Игры детей становятся разнообразнее по тематике, несколько богаче по содержанию, так как в них отражаются не только впечатления о том, что их окружает в детском саду, но и о том, что они узнали из поездок с родителями на дачу, на теплоходе, в поезде, о чем слышали из рассказов, сказок. К концу года дети способны повторять интересные игры, играть в них несколько дней, внося незначительные изменения. Иногда, задумав игру, они делают для нее постройки, отбирают игрушки, соответствующие ее замыслу.

У детей возникает все больший интерес к качеству своего труда. С помощью зрительного обследования дети знакомятся и с другими однородными предметами, что помогает подвести их к умению выделять в предметах общие свойства и различия в зависимости от применения. Дети знакомятся с новой формой – бруском.

Дети сооружают несложные постройки из песка, объединяют их общим содержанием (Дети строят высокую башню из 3-х форм разного объёма).

Индивидуальная работа с детьми

Индивидуально или группой желающих можно изготовить оборудование (природное окружение, предметы быта и средства передвижения) для жилища игрушке, которую дети сделали на занятии.

Используются образцы для изготовления поделок.

Знания и умения детей, приобретённые на занятиях. Закрепляются и развиваются в повседневной жизни. Во время прогулок дети наблюдают разнообразные объекты.

Воспитатель приобщает детей к изготовлению поделок из бумаги, коробок, катушек. (Оля, посмотри какая красивая коробочка из-под зубного порошка! Давай вместе подумаем, что из неё можно сделать. Кресло? Найди полоску бумаги, которая подойдёт для спинки). Воспитатель учит самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие, загородки, заборы, загоны.

+ работа по предыдущим группам.

Старшая группа (предшкола)5-6 лет

Материал

Конструктор (деревянный, пластмассовый, с архитектуным и др. видами направлений, строительные наборы, игрушки сомасштабные постройкам, их тематике.

Бумага разных видов (ватман, цветная, салфетки (цветные, белые, с узорами, картон (белый, цветной, волшебный, обёрточная, писчая, гофрированная). Текстильные материалы (верёвочки, ленточки, шнурочки, течёмочки). Природный материал (сухие листья, жёлуди, сосновые иголки, шишки сосны, каштана, желудей, ореховая скорлупа).

Бросовый материал (проволока в оболочке, фольга, поролон, ткань, бусины разных размеров, коробкиразных форм и размеров, катушки, нитки разных видов, дощечки, вата, поролон, синтепон).

Песок, снег.

Роль воспитателя

Воспитатель старается реже давать образец постройки или поделки. Дают только примерный образец для показа основных частей конструкции и помочь отобрать нужные детали; в качестве образца используют фотографии, рисунки.

Воспитатель должен побуждать детей создавать поделки, длительное время обустраивая жизнь игровых и вымышленных персонажей (сделать для листовичков дом, слепить для них мебель, посуду и т. п., показывать детям способы получения обобщенного продукта, который они могут по своему желанию “превращать” в разные предметы или использовать в качестве средства украшения. Педагог может помогать детям украшать их изделия, используя широкий ассортимент средств выразительности, создавать ситуации совместной продуктивной деятельности по конструированию и рукоделию, позволяющей получать интересный для детей коллективный продукт. Воспитатель направляет и корректирует деятельность детей, помогает в сложной ситуации.

Воспитатель продолжает расширять представления детей о видах транспорта.

Воспитателям следует чаще предлагать детям задания, которые развивали бы у детей умения предвидеть, решить, придумать, домыслить.

Учить детей замечать множество дел вокруг.

Как действует ребёнок

Дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.

У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

Дети чаще придумывают свой вариант постройки, поделки, перенимают друг у друга конструктивные решения. Основными становятся словесные методы обучения (описание, напоминание, краткая беседа и др.).

Дети с удовольствием играют в игры: «Угадай, что изменилось», «Так или не так».

Дети становятся требовательнее к своим конструкциям, способны критически к ним относиться, обращать внимание на сходство с реальной постройкой, на декоративность, художественную выразительность, прочность. Ребёнок самостоятельно организует свою деятельность, самостоятельно убирает рабочее место. Дети конструируют по воображению, затем сверяют с фотографией, чертежом.

В конструировании дети применяют свои умения по всем видам изобразительной деятельности.

Для обыгрывания построек дети применяют поделки изготовленные своими руками. Работа со снегом осуществляется в коллективе сверстников.

Индивидуальная работа с детьми

Обязательно наличие различных образцов игрушек и поделок (рисунки, схемы, фотографии, чертежи и др., подобранных взрослым. Это позволяет ребенку видеть возможности использования разных материалов, заимствовать новые идеи, знакомиться с вариантами применения известных ему приемов и способов работы, цветовых решений, конструкций.

Вместо показа и объяснения воспитатель задаёт вопросы, помогающие ребёнку самостоятельно продумать основные этапы работы, найти свои конструктивные решения, проанализировать, сравнить, обобщить. Вместе с воспитателем строит комплексные постройки (каждый сооружает свою конструкцию, а затем они объединяются общим содержанием) и коллективные, договариваясь, кто какую часть конструкции будет делать.

Воспитатель учит детей делать игрушки для сюжетно-ролевых игр, игрушки с подвижными частями.

+ работа по предыдущим группам.

Подготовительная группа (предшкола)6-7 лет

Материал

Помимо вышеперечисленного вводится металлический конструктор (работа с гаечным ключом, гайками, Лего, береста, кожа, пуговицы, разные виды ткани, мех, бархатная бумага.

Роль воспитателя

Воспитатель предлагает ситуации, в которых дети сами должны решить, с чего начать, как делать, какие использовать материалы, как рассчитать время работы, рационализировать свой труд.

Как действует ребёнок

На основе наблюдений дети строят внутренние помещения сооружений, фойе, зрительные залы, стадионы и др. Дети продолжают упражняться в постройке по чертежам, схемам.

Ребёнок самостоятельно организует свою деятельность, самостоятельно убирает рабочее место.

Индивидуальная работа с детьми

Воспитатель учит детей для прочности снежных построек делать перекрытия из досок, фанеры; вырезать из снега снежные кирпичи.

Изготовление игрушек, сувениров, украшений, изготовление мягких игрушек, изготовление игрушек из конусов и цилиндров, плетение изделий из проволоки, изготовление мозаики из картона, изготовление кукол из поролона для театрализованной деятельности, составление букетов, изготовление книжек-самоделок с помощью воспитателя.

+ работа по предыдущим группам.

Изначально работа была составлена в виде таблицы.

Публикации по теме:

«Дом для наших друзей». Занятие по конструированию Цель занятия: учить строить дом по схеме, анализировать образец постройки, различать и называть строительные детали (кубик, призма, цилиндр,.

Перспективное планирование по лепке и конструированию в 1 младшей группе Перспективное планирование Лепка/конструирование (1-я младшая группа) • Н. А. Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструирование в детском саду (от 2 до 7 лет). Программа «Детство»
Опубликовано: 17 марта 2013 в 15:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструирование в детском саду (от 2 до 7 лет). Программа «Детство»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Королева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД