Cветлана Шеина
Конструирование и робототехника — первый шаг ребенка в мир технического творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию технического творчества дошкольников посредством использования робототехники отсутствует. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание условий в учении, в связи с этим достаточно большой временной период отводится конструированию.
Публикация «Конструирование и робототехника — первый шаг ребенка в мир технического творчества» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходимо найти новый подход. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно - игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие ребенка в образовательной среде ДОУ можно реализовать с помощью LEGO- конструкторов и робототехники.
Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. ;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир.
ЦЕЛЬ: внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ.
ЗАДАЧИ: обеспечить целенаправленное применение LEGO-конструктов в образовательном процессе детского сада:
Организовать целенаправленную работу по применению LEGO-конструкторов в ОД по конструированию;
Разработать и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности «LEGO МИР» с использованием программируемых конструкторов LEGO для детей старшего дошкольного возраста;
Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучения LEGO-технологии.
Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
На сегодняшний день, LEGO- конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности. Идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашей инновационной программы, программы развития. Был обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию, педагогами предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов LEGO. Составлены конспекты занятий с использованием конструкторов LEGO.
В рамках части общеобразовательной программы ДОУ, формируемой участниками предполагается реализация ОД с использованием LEGO конструкторов, начиная с младшего дошкольного возраста (возрастная категория с 3 до 7 лет). Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO- конструирования в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование», на основе методических разработок М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС».
LEGO-конструирование в учреждении начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
Реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO-«WеDо» в рамках дополнительной образовательной программы кружка технической направленности «LEGO МИР», началась разработка рабочей программы «LEGO МИР», предполагающей 2 ступени обучения:
1 ступень - «Новичок» ( возрастная категория: с 5 до 6 лет). Дети знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO-«WеDо». Организация образовательной деятельности, на данном этапе, выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми;
2 ступень - «Робототехник» ( возрастная категория: с 6 до 7 лет) предполагает освоение LEGO - конструирования с использованием робототехнических конструкторов : LEGO-«WeDO»; Конструкторы данного вида предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы. На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству.
В своей деятельности уделяю большое внимание развитию творческих способностей детей, целенаправленно и систематически обучая своих воспитанников конструированию. Сегодня образовательный рынок предлагает большое количество интересных конструкторов, с огромным количеством вариантов конструирования, с усложнением конструкций в процессе деятельности, дающих возможность исследования, связанных с гармоничным полноценным развитием ребенка. Занятия по конструированию, предоставляют возможность нашим воспитанникам показать себя, проявив конструктивные, творческие способности в конкурсах (конкурс «Калейдоскоп талантов» 2016г., краевом этапе Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций «ИКаРёнок-2016», «ИКаРёнок-2017». Показывая свои творческие проекты, в соответствии с тематикой Форума, наши детско-родительские команды достойно выступили. В ходе образовательной деятельности, педагоги помогаю своим детям становиться строителями, архитекторами, играя, они учатся креативно мыслить. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу. А краевые соревнования по робототехнике «ИКаРёнок» – это яркое воспитательное мероприятие, объединившее детей и взрослых, оставившее у наших выпускников самые положительные эмоции.
Решение поставленных в проекте задач позволяют организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профессионально - ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.