Ирина Федорова
Конспекты занятий для детей подготовительной группы в ДОУ «Человек. Части тела»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек. Части тела.
Используемая литература: Лиманская «Конспекты логопедических занятий в подготовительой к школе группе» с. 101-103, Альбом № 1 автор Теремкова, Гомзяк 1 период альбом по обучению грамоте, «Пальчиковые игры и упражнения» Калининой и Николаевой.
Коррекционно-образовательные цели:
Публикация «Конспекты занятий для детей подготовительной группы в ДОУ „Человек, Части тела“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Закрепление представлений детей о своем теле и его частях, назначении частей тела и органов чувств, охрана здоровья. Расширение и уточнение словаря по теме:Человек, части тела, развитие пространственной ориентации. Совершенствование навыка грамматического строя речи (согласование сущ-х с числительными и глаголами в роде, числе, падеже и с местоимениями, умения, образовывать числительные от сущ-х, умение подбирать глаголы к существительным, развивать умение образования родит. падежа, умение преобразовывать существительные в уменьшительно-ласкательные и увеличительные степени.
Коррекционно-развивающие цели:
Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания, памяти, моторики, координации речи с движением. Развивать навыки связанного высказывания, развитие пространственной ориентации в проекции от себя.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков безопасного поведения. Воспитание любви и уважения к людям.
Оборудование: Альбом №1 Теремкова на каждого ребенка, предметы разной формы (кубик, мяч, ложка, и т. п., Для игр: 2 стакана с водой, бумага, 2 ложки, карандаши, яблоко, молоко, соль, апельсин (лимон, хлеб, банан, соль, шарфик, разной формы (кубик, мяч, ложка, и т. п., Кукла Барби.
ЗАНЯТИЕ № 1
Примерный ход занятия :
1. Орган. момент: детей ставим в круг.
Л: Здравствуйте! Сегодня к нам в гости пришла кукла Барби. О
Кукла: Здравствуйте, дети!
Д: Здрав-те!
Кукла: Я пришла к вам в гости, чтобы разгадать тайную загадку: «Почему мы куклы не можем быть людьми?» Ведь мы так похожи?
Д: (ответы детей)
2. К: Но, ведь у нас кукол все как у вас есть, я вам сейчас это докажу. Поиграем в игру: «Покажи, не ошибись!» Я буду называть части тела : «У меня 2 уха», а вы показывать их и говорить: «И у нас по 2 уха»…
К: - У меня 2 руки; 2 губы, 2 ноги, 2 щеки, 2 глаза, 1 нос, 1 рот, 1 лоб, 1 голова, 1 затылок, 1 подбородок, 1 живот, 1 спина, 1 язык, 2 брови, 2 пары ресниц, колено, локоть, грудь, шея, стопа, ладонь, пальцы.
3. Игра: «Правый- Левый»
Я называю какую часть тела показать, а вы выполняете.
4. Игра: «Скажи и покажи, что умеет делать?»
Л: Барби, вы, пожалуйста, посидите, а дети поиграют со мной в игру и покажут, для чего человеку части тела, и что ими можно делать.
Л. Называет часть тела, дети показывают ее, затем рассказывают, для чего нужна, подбирают глаголы:
Рука – берут что-то, держат, хватают, поднимают, опускают, перекладывают, указывают на что-то или кого-то…хлопают…
Нога – стоят, ходят, перешагивают, прыгают, топают…
Уши – слышат,
нос – ощущает запахи, дышит. ,
рот – кусает, откусывает, говорит, ест.
глаза - видят.
Л: Вот для чего человеку части тела. А вы куклы умеете это делать сами без помощи человека?
К: К сожалению нет. Расскажите мне еще что-нибудь про ваши части тела!
5. Игра: «Чего не стало?»
Л: Я буду прятать часть тела куклы, а вы скажите, чего не хватает.
«У куклы нет носа»…
Л: Могли ли вы рассказать о том чего не стало, если вам закрыть глаза?
Д: Нет.
Л: Для чего нужны глаза?
Д: Чтобы видеть, что нас окружает и происходит вокруг.
6. РММ:
Л: Как называются пальцы на руках? Все ли знают?
Я покажу, а вы назовете их.
А теперь, разучим стишок, чтобы никто никогда не забывал, как называются пальцы у человека!
“В гости к пальчику большому Пальцы сжаты в кулак, отгибаем большой палец
Прибегали прямо к дому
Указательный отгибаем указательный палец
И средний, отгибаем средний палец
Безимянный -//- безимянный палец
И последний –
Сам мизинчик-малышок шевелим только мизинцем
Постучался на порог. Стучим мизинцами друг об друга
Вместе пальчики – друзья! Обхватываем пальцами одной руки пальцы другой.
Друг без друга им нельзя! “ Поочередно соединить пальцы друг с другом.
7. Игра: «Скажи, что нашел»
(шарфом завязать глаза, определение предметов на ощупь, скажи какой)
Л: На самом деле, пальцы нужны нам не только для того, чтобы что-то хватать, передавать, держать, но еще. вы об этом скажите после игры.
Л: Как же вы определили, что это за предметы?
Д: с помощью рук, на ощупь.
Л: Среди нас есть люди, которые не могут видеть, их глаза по каким-то причинам не умеют выполнять своего назначения, - это слепые люди – они ощущают окружающие предметы с помощью. рук.
А вы, должны беречь свои глазки от повреждений, травм! Ведь повредив глаза, человек может стать слепым!
А еще надо беречь руки – без них еще сложнее! Почему?
Д: Потому что нельзя дотронуться до чего-то взять это, потрогать, определить в темноте, что это? И как это можно обойти!
8. Игра: “Чем пахнет?”
Л: Есть еще очень важные органы, которые нам помогают воспринимать мир таким, какой он есть! Играем дальше!
1 - завязываем глаза, он сначала нюхает и называет, что ему дали.
Л: Для чего нам нужен нос?
Д: Чтобы ощущать запахи.
Л: Ведь запах дает нам еще одну информацию о предмете, особенно, если мы его не видим. А когда наш нос подсказывает нам о чем-то?
Д: Когда на кухне что-то готовят! Или если мы проходим мимо духов, цветов, кондитерского отдела.
9. Игра: “Какой на вкус”
2 – это пробует, говорит какой на вкус и что это?
Проговариваем вкусовые ощущения: сладкий, кислый, горький, соленый.
Пытаемся определить на вкус пищу.
Л: Для чего нужен рот и язык?
Д: Чтобы ощущать вкус пищи!
10. Игра: “Что звучало?”
Л: Есть еще одна часть тела, которую нужно беречь! А что это, вы мне сами подскажите, после того, как мы поиграем в игру.
Вам надо отвернуться, не разговаривать, внимательно слушать.
Л. Издает шуршание бумаги, стучит ложкой об ложку, карандашом об стол, переливает из одного стакана воду в другой. Дети говорят, что звучало.
Л: Как вы догадались, что звучало?
Д: Мы услышали! С помощью ушей!
Л: Если повредить уши, что произойдет?
Д: Мы перестанем слышать.
Л: Молодцы!
Среди людей есть и такие, которые не слышат.
Вот видишь, Барби, как много органов, отличающих людей от кукол!
11. Итоги:
Кукла Барби:
Да! Я узнала очень много интересного!
К: напомните мне, пожалуйста, какие части тела и для чего нужны?
Ответы детей.
Молодцы!
До свидания!
Занятие № 2
Примерный ход:
1. Орг. момент: (дети встают в круг)
Л: Сегодня мы продолжим говорить о частях тела. Начнем мы с игры: “Смотри не ошибись!”
Я называю вам части тела, а вы показываете, их, но будьте внимательны, я могу вас запутать.
Правая рука, левая нога, достань правой рукой левое ухо и т. п.
2. Игра: “В театре” ( Ц: научить ориентироваться в проекции от себя, использовать в речи предлоги слева, справа, спереди, сзади, между)
А теперь мы поиграем в игру: “В театре”
Л: рассаживает 6 детей на стулья в середине комнаты.
Остальные дети встают за сидячими.
Л: Скажите, кто сидит в середине - 1?
Д: В середине сидит 1.
Л: кто сидит слева от 1 (справа, вперед, сзади, между).
Затем детей переводят вперед, лицом к сидячим и задают те же вопросы. Обращаем внимание детей на то, что
?Посмотри, кто сидит слева от. для тебя?
- если человек говорит о положении другого как он его видит, то называет ту сторону, которая соответствует ему, “Кто сидит слева от Коли?” – “Слева от Коли сидит Паши”
- а если спросить:
“?Кто сидит в зале слева от. (Коли). ?” - “Коля, кто сидит слева от тебя?” - “Слева от Коли сидит Даша”
- тогда говорим о положении того человека, по отношению к которому надо определить положение другого (зеркальное отображение).
3. Игра: “Зеркало”
Я ваше зеркало. Вы выполняете те же движения, что и я, отвечаете на мои вопросы. Дети стоят в шахматном порядке лицом к логопеду.
Поднимите левую руку, Л. Поднимает то же левую руку, вопрос детям:
1) “Какую руку вы подняли?”
- Левую.
А какую руку подняла я?
- Левую. 3-4 раза.
2) Л: А теперь я буду поднимать ту же руку, как и вы, как будто я ваше отражение.
(Вопросы задаются те же)
4. (За столами, работа в тетрадях)
Игра: “Скажи наоборот”
Л: Все мы разные и друг от друга отличаемся. Чем вы отличаетесь друг от друга?
Д: Волосами, прическами, цветом глаз, носами.
Л: Правильно! Откройте тетрадь Теремковой с 34., назовите героев сказок, которые изображены в упр. 3
Д: Карабас Барабас, Пьеро, Мальвина, Буратино.
Л: Внимательно посмотрите на них и ответьте на вопросы задания.
5. Игра: “Скажи одном словом”
У Мальвин голубые глаза – она голубоглазая.
У Пьеро глаза зеленые, он -.
У Карабаса Барабаса черные глаза, он -.
6. РММ: “Пальчики”
Л: Как называются пальцы на руках?
Разучим стишок
“В гости к пальчику большому Пальцы сжаты в кулак, отгибаем большой палец
Прибегали прямо к дому
Указательный отгибаем указательный палец
И средний, отгибаем средний палец
Безимянный -//- безимянный палец
И последний –
Сам мизинчик-малышок шевелим только мизинцем
Постучался на порог. Стучим мизинцами друг об друга
Вместе пальчики – друзья! Обхватываем пальцами одной руки пальцы другой.
Друг без друга им нельзя! “ Поочередно соединить пальцы друг с другом.
7. Общая моторика:
Л: Как можно определить настроение человека?
Д: По лицу.
Л: Игра: "Эмоции"
8. Игра: “Назови по-разному”
Нос- носик-носище-носовой-носовые-носы.
9. Теремкова Альбом № 1, с. 36, упр. 11 “Расскажи-ка”
Ц: описание любимого героя сказки по схеме.
10. Игра: “Жмурки” с колокольчками в руках.
11. Итоги.
ЗАНЯТИЕ № 3
“Путешествие по сказкам”. Придумывание конца приключения.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ :
1. Орг. момент:
Игра: “Во что оденемся” (употребление предлога В)
На дворе осень. Вспомните, какие части тела во что мы одеваем осенью?
Голову оденем в шапку, чтобы не замерзла голова.
- Ноги – оденем в сапоги, чтобы не замерзли и мы не заболели.
2. РММ: “Пальчики”
“В гости к пальчику большому Пальцы сжаты в кулак, отгибаем большой палец
Прибегали прямо к дому
Указательный отгибаем указательный палец
И средний, отгибаем средний палец
Безимянный -//- безимянный палец
И последний –
Сам мизинчик-малышок шевелим только мизинцем
Постучался на порог. Стучим мизинцами друг об друга
Вместе пальчики – друзья! Обхватываем пальцами одной руки пальцы другой.
Друг без друга им нельзя! “ Поочередно соединить пальцы друг с другом.
3. Л: Я предлагаю вам отгадать, из какой сказки отрывок:
1) “Горшочек был увешан бубенчиками, и, когда в нем что-нибудь варили, бубенчики названивали старую песенку:
«Ах, мой милый Августин, Все прошло, прошло, прошло!»
Занимательнее же всего было то, что, держа руку над подымавшимся из горшочка паром, можно было узнать, какое у кого в городе готовилось кушанье.. Фрейлины прыгали и хлопали в ладоши. ”
Д: “Свинопас” (Г. Х. Андерсен)
Л: Как узнавали принцесса и фрейлины о том что и на какой кухне готовили?
Д: По запаху.
Л: “Бабушка, почему у вас такие большие руки?
- Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие уши?
- Чтобы лучше слышать, дитя мое.
- А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!”
Д: “Красная шапочка”
Л: Что больше всего удивило Красную Шапочку?
Д: Размеры ушей, глаз, носа, зубов.
4. Л: Сегодня вы познакомитесь с очень короткой сказкой Е. Пермяка “Про нос и язык”.
Л: Вам надо внимательно послушать, потом придумать что произошло потом в сказке.
«Про нос и язык» Е. Пермяк
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.
— Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?
— А потому, милая внучка, — отвечает бабушка, — чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.
Ясно?
5. Пересказ рассказа-сказки.
6. Придумывание продолженния сказки по версиям детей.
Л: Дома придумайте своё продолжение сказки.
7. Итоги занятия.
Вы молодцы!