Козьмина Светлана
Конспект занятия «Звучащие жесты как способ развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»
Тема: «Звучащие жесты, как способ развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель
Козьмина Светлана Николаевна
г. Воронеж
Цель: Ознакомление с методом «Звучащие жесты»
Задачи:
1. Знакомить с игровыми приёмами метода «Звучащие жесты»
2. Расширять знания педагогов в использовании данного метода на практике.
3. Расширить знания для развития ритмических способностей воспитанников.
Темочки:
«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом»
(Эмиль Жак-Далькроз)
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось познакомить Вас с интересным методом «Звучащие жесты» и продемонстрировать некоторые игры и упражнения на развитие чувства ритма с использованием звучащих жестов.
Звучащие жесты – это «природные инструменты» человека, которые воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их уникальность и незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе обучение музыке происходит непосредственно через тело ребенка.
Речь, музыка и жесты должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. И в результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые положительно сказываются на разработке детской мимике. Всё это вместе взятое позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.
Идея широко использовать речь в обучении музыке принадлежит Карлу Орфу. Значительный вклад в продвижение Орфовской педагогики в России внесла практик-новатор Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.
Самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволяют организовать музицирование, являются звучащие жесты.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами.
Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой».
С чего начать? С самых маленьких и простеньких упражнений.
Игра «Эхо»
Взрослый прохлопывает простейший ритм, затем ребенок его дружно повторяет, хлопая в ладоши, шлепая по коленям или топая ногами.
Раз, два, три,
Ну-ка повтори!
Только не зевай
Дружно повторяй!
Игра-приветствие «Здравствуйте»
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здравствуйте! (хлопают)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здравствуйте! (топают)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, коленочки!
Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)
«Представься по имени»
(каждый по цепочке прохлопывает своё имя. Вся группа следом проговаривает это имя ласково, сопровождая шлепками по передней части бёдер.
Один. «Ка-тя» – (хлопки)
Все. «Ка-тень-ка (шлепки по коленям, и. т. д.
«Шумит оркестр».
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш - кыш (свободное движение рук)
Хлоп - хлоп (в ладоши)
Шлеп - шлеп (по коленям)
Топ - топ (ноги поочередно)
Постепенно игры и упражнения усложняются. Например: для подготовительного возраста хочу показать ритмическую игру «Рынок наш».
Фразу («Рынок наш, так хорош, лучше рынка не найдешь») дети говорят все вместе, а дальше дети делятся на подгруппы. Каждая подгруппа обозначает разные продукты, которые можно купить на рынке.
Рынок наш, так хорош – 2хлопка, шлепок по коленям.
Лучше рынка не найдешь – рука об руку, 1 притоп.
Булочка с маком – 3 шлепка, 2 притопа
Булочка, сок – 3 шлепка, 1 притоп.
Рыба, мясо – 2 щелчка пальцами, 2 шлепка по плечам
Колбаса – 2 щелчка пальцами, 1 шлепок по плечам.
Баклажаны, помидоры, тыква – 8 шлепков, 2 хлопка.
Горох и фасоль – 1 хлопок, 1 шлепок, 3 притопа.
Дальше мы можем усложнять это упражнение. Общую фразу говорим все вместе, а подгруппы без слов звучащими жестами отбивают ритм.
Игра: «Хлопок в такт».
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.
«Детская полька» А. Жилинский
А теперь с названием фруктов
На 1 часть:
лимон – 2 хлопка,
апельсин – шлёпаем по коленям – 3 раза,
банан – 2 хлопка,
мандарин– шлёпаем по коленям – 3 раза,
На 2 часть – кто как хочет
Повторить под музыку. Повторить 1 часть без слов, 2 часть также импровизация хлопки, щелчки, шлепки, топать ногами.
«Стукалка» укр. нар. мелодия
На первую часть дети делают хлопок – шлепок поочередно.
На вторую часть дети делают притопы.
Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок. При разучивании новых распевок дети с интересом придумывают новые звучащие жесты, подходящие к данной распевке.
«Лиса» Рус. нар. мелодия.
Уж как шла лиса дорожкой Хлопок, шлепок по коленям
Нашла азбуку в обложке Поочерёдно шлепки по коленям
Она села на пенёк Притопы
И читала весь денёк. Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»
«Лесенка.» Муз. Е. Тиличеевой.
Вот иду я вверх Пальчики «шагают» по коленям, шлепок
Вот иду я вниз. Притопы ногами, хлопок.
«Лягушка.» Автор Л. В. Виноградов.
Вот лягушка по дорожке Поочерёдные хлопки по коленям (себе-соседу- себе-соседу)
Скачет, вытянувши ножки: Притопы ногами (не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног)
Ква-ква-ква Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза
Ква-ква-ква! Хлопок в ладоши- 3 раза
Скачет, вытянувши ножки: Притопы ногами (не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног)
«Ёжик и бычок». Автор Л. В. Виноградов.
Встретил ёжика бычок Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе)
И лизнул его в бочок. Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе)
А лизнув его в бочок Притопы
Уколол свой язычок. Пальчиками по коленям
Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества. Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше могут придумывать сами.
Игра «Сороконожка»
Идут друг за другом змейкой.
Топают все ножки
У сороконожки
Ножка, ножка, попляши
Своё имя расскажи – останавливаются и первая проговаривает свое имя с интонацией движением ног. И так далее по очереди. В конце все произносят своё имя с движением ног.
Звучащие жесты в орфовской педагогике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. Если инструментов нет, - их звучание могут заменить простейшие предметы: наполненные крупой коробочки от «киндер-сюрприза», карандаши, рыболовные колокольчики, стаканчик из-под йогурта с надетой на него канцелярской резинкой и т. д. Но необходимо учитывать прямую зависимость между простотой инструмента и возрастом детей. Чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Чем беднее музыкальный опыт ребёнка, тем с более простых инструментов нужно начинать обучение.
Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент.
Играйте ритмы звучащих жестов с детьми, и вы совсем скоро увидите волшебный результат. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности.