Приложение МААМ

Конспект занятия «Звучащие жесты как способ развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Козьмина Светлана
Конспект занятия «Звучащие жесты как способ развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»

Тема: «Звучащие жесты, как способ развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель

Козьмина Светлана Николаевна

г. Воронеж

Цель: Ознакомление с методом «Звучащие жесты»

Задачи:

1. Знакомить с игровыми приёмами метода «Звучащие жесты»

2. Расширять знания педагогов в использовании данного метода на практике.

3. Расширить знания для развития ритмических способностей воспитанников.

Темочки:

«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом»

(Эмиль Жак-Далькроз)

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось познакомить Вас с интересным методом «Звучащие жесты» и продемонстрировать некоторые игры и упражнения на развитие чувства ритма с использованием звучащих жестов.

Звучащие жесты – это «природные инструменты» человека, которые воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их уникальность и незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе обучение музыке происходит непосредственно через тело ребенка.

Речь, музыка и жесты должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. И в результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые положительно сказываются на разработке детской мимике. Всё это вместе взятое позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.

Идея широко использовать речь в обучении музыке принадлежит Карлу Орфу. Значительный вклад в продвижение Орфовской педагогики в России внесла практик-новатор Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.

Самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволяют организовать музицирование, являются звучащие жесты.

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами.

Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой».

С чего начать? С самых маленьких и простеньких упражнений.

Игра «Эхо»

Взрослый прохлопывает простейший ритм, затем ребенок его дружно повторяет, хлопая в ладоши, шлепая по коленям или топая ногами.

Раз, два, три,

Ну-ка повтори!

Только не зевай

Дружно повторяй!

Игра-приветствие «Здравствуйте»

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ручки!

Дети: Здравствуйте! (хлопают)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ножки!

Дети: Здравствуйте! (топают)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, коленочки!

Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)

«Представься по имени»

(каждый по цепочке прохлопывает своё имя. Вся группа следом проговаривает это имя ласково, сопровождая шлепками по передней части бёдер.

Один. «Ка-тя»(хлопки)

Все. «Ка-тень-ка (шлепки по коленям, и. т. д.

«Шумит оркестр».

Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.

Кыш - кыш (свободное движение рук)

Хлоп - хлоп (в ладоши)

Шлеп - шлеп (по коленям)

Топ - топ (ноги поочередно)

Постепенно игры и упражнения усложняются. Например: для подготовительного возраста хочу показать ритмическую игру «Рынок наш».

Фразу («Рынок наш, так хорош, лучше рынка не найдешь») дети говорят все вместе, а дальше дети делятся на подгруппы. Каждая подгруппа обозначает разные продукты, которые можно купить на рынке.

Рынок наш, так хорош – 2хлопка, шлепок по коленям.

Лучше рынка не найдешь – рука об руку, 1 притоп.

Булочка с маком – 3 шлепка, 2 притопа

Булочка, сок – 3 шлепка, 1 притоп.

Рыба, мясо – 2 щелчка пальцами, 2 шлепка по плечам

Колбаса – 2 щелчка пальцами, 1 шлепок по плечам.

Баклажаны, помидоры, тыква – 8 шлепков, 2 хлопка.

Горох и фасоль – 1 хлопок, 1 шлепок, 3 притопа.

Дальше мы можем усложнять это упражнение. Общую фразу говорим все вместе, а подгруппы без слов звучащими жестами отбивают ритм.

Игра: «Хлопок в такт».

Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.

«Детская полька» А. Жилинский

А теперь с названием фруктов

На 1 часть:

лимон – 2 хлопка,

апельсин – шлёпаем по коленям – 3 раза,

банан – 2 хлопка,

мандарин– шлёпаем по коленям – 3 раза,

На 2 часть – кто как хочет

Повторить под музыку. Повторить 1 часть без слов, 2 часть также импровизация хлопки, щелчки, шлепки, топать ногами.

«Стукалка» укр. нар. мелодия

На первую часть дети делают хлопок – шлепок поочередно.

На вторую часть дети делают притопы.

Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок. При разучивании новых распевок дети с интересом придумывают новые звучащие жесты, подходящие к данной распевке.

«Лиса» Рус. нар. мелодия.

Уж как шла лиса дорожкой Хлопок, шлепок по коленям

Нашла азбуку в обложке Поочерёдно шлепки по коленям

Она села на пенёк Притопы

И читала весь денёк. Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»

«Лесенка.» Муз. Е. Тиличеевой.

Вот иду я вверх Пальчики «шагают» по коленям, шлепок

Вот иду я вниз. Притопы ногами, хлопок.

«Лягушка.» Автор Л. В. Виноградов.

Вот лягушка по дорожке Поочерёдные хлопки по коленям (себе-соседу- себе-соседу)

Скачет, вытянувши ножки: Притопы ногами (не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног)

Ква-ква-ква Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза

Ква-ква-ква! Хлопок в ладоши- 3 раза

Скачет, вытянувши ножки: Притопы ногами (не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног)

«Ёжик и бычок». Автор Л. В. Виноградов.

Встретил ёжика бычок Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе)

И лизнул его в бочок. Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе)

А лизнув его в бочок Притопы

Уколол свой язычок. Пальчиками по коленям

Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества. Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше могут придумывать сами.

Игра «Сороконожка»

Идут друг за другом змейкой.

Топают все ножки

У сороконожки

Ножка, ножка, попляши

Своё имя расскажи – останавливаются и первая проговаривает свое имя с интонацией движением ног. И так далее по очереди. В конце все произносят своё имя с движением ног.

Звучащие жесты в орфовской педагогике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. Если инструментов нет, - их звучание могут заменить простейшие предметы: наполненные крупой коробочки от «киндер-сюрприза», карандаши, рыболовные колокольчики, стаканчик из-под йогурта с надетой на него канцелярской резинкой и т. д. Но необходимо учитывать прямую зависимость между простотой инструмента и возрастом детей. Чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Чем беднее музыкальный опыт ребёнка, тем с более простых инструментов нужно начинать обучение.

Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент.

Играйте ритмы звучащих жестов с детьми, и вы совсем скоро увидите волшебный результат. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности.

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников" Здравствуйте,.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звучащие жесты как способ развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 мая 2022 в 12:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Звучащие жесты как способ развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Козьмина Светлана (УИ 2473339) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД