Марина Жмакина
Краеведение в детском саду. Конспект занятия со старшими дошкольниками «Жизнь первобытного человека. Коренные народы Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с жизнью первобытных людей Сибири : жилища, охота, пища, одежда; познакомить с основными народами, населяющими Сибирь.
Расширять представления детей о родной стране, формировать представление о том, что Россия – огромная национальная страна.
Примечание:
Публикация «Краеведение в детском саду, Конспект занятия со старшими дошкольниками „Жизнь первобытного человека, Коренные народы Сибири“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Первобытные люди для дошкольников
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Занятие детей проходит в экспозиции краеведческого музея г. Иркутска. Предварительно побеседовать с детьми о музеях, о предметах, выставляемых в музее, о правилах поведения во время посещения музея. Сообщить, что дети поедут в краеведческий музей, уточнить знания детей о краеведческом
музее.
Ход занятия:
Переходя от стенда к стенду в музее, дети получают информацию о жизни древних людей и коренных народов Сибири. Рассказ ведет экскурсовод.
На территории Сибири в древности обитало много животных: северных оленей, диких лошадей и быков, носорогов, обитал в этих местах пещерный лев – гигантская кошка, похожая на льва и тигра одновременно, были и мамонты.
В этом краю, где было много животных, и появился человек. Люди в этих местах вели полукочевой образ жизни (объяснить детям значение этого выражения). Об этом говорят нам жилища, сделанные так прочно, что остатки их находят и по сегодняшний день. Жилища были полуземляными. В земле выкапывали прямоугольное или круглое углубление. От него шел узкий проход к реке. По краям углубления были вкопаны кости и бивни мамонта, служившие столбами. Сверху сцеплялись рога северного оленя. Все жилище покрывалось шкурами. Посреди жилища находился очаг. Костер давал тепло и свет, на нем же готовили пищу.
Древние люди занимались охотой, рыбной ловлей. Они охотились на носорогов, северных оленей, мамонтов. Охотиться на мамонтов было очень трудно, его шкуру не пробивали ни стрелы, ни копья, ни камни. Поэтому охотились группами. С криками и шумом они гнали животное к обрывистому берегу реки или к краю скалы, оттуда оно сбрасывалось и погибало. Съесть мясо мамонта даже большими селеньями было невозможно, поэтому древние охотники сталкивали тушу в воду, засыпали песком или камнями, чтобы не унесло течением реки. Таким образом, мясо хранилось очень долго. Кости мамонта использовали для строительства жилья, изготовления наконечников для стрел, ножей, копий и других орудий для охоты и труда. Также для орудий труда использовались грубо отесанные камни, из них делали топоры, дубины, скребки, иглы, ножи.
Древние люди питались не только мясом и рыбой, также они собирали семена диких растений и корневища, сушили их, а затем перетирали в муку, которую употребляли в пищу.
Кроме орудий труда и оружия древние люди из камня и кости делали фигурки животных и людей, браслеты, бусы, подвески; украшения также делали из меха животных и украшали все это орнаментом.
Далее детей обзорно знакомят со стендами, рассказывающими о коренных народах Сибири : бурятах, эвенках, тофаларах, якутах.
Задание детям: рассказать дома о посещении музея, о том, что они узнали из рассказа экскурсовода о жизни древних людей Сибири.