Людмила Шаповалова
«Волшебная полянка». Занятие по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНКА (занятие по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада)
1. Программное содержание. Расширять представление детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. Формировать представления о том, что всё живое двигается, питается, растёт, дышит, размножается, используя модели.
Публикация «„Волшебная полянка“, Занятие по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Ход занятия
Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком на столе лежит картинка. На картинках изображены насекомые – у каждого ребенка свое насекомое. Воспитатель предлагает отгадать загадку :
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Воспитатель. Дети у кого на картинке изображена бабочка? Покажите мне ее. Воспитатель. Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветком? У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок. Послушайте еще одну загадку:
Спал цветок, и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх, и улетел. (Бабочка)
А эта загадка про другое насекомое: Хлопотлива и смела, медоносная ….(пчела) Воспитатель: Дети у кого на картинке изображена пчела покажите мне ее. Воспитатель: Какого цвета пчела? Туловище у пчелы полосатое – с желтыми и черными полосками. А какого цвета крылья? Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела.
В полете она расправляет крылья в стороны. Ребята, а кто может придумать загадку о пчеле? … Ксюша. Может ужалить, а может и медом угостить. Кто? (пчелка)
Еще одна интересная загадка: у этого Ивашки красная рубашка, на спине сорочки-черненькие точки (божья коровка)
Послушайте еще одну загадку. В лесу у пня суета, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет. (муравей)
Покажите мне картинку с изображением муравья. Чем муравей отличается от пчелы?
Педагог обобщает ответы детей: муравьи черного цвета. У них нет крыльев. Муравьи очень быстро ползают. Муравьи живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек и хвоинок.
Воспитатель: А вы знаете как называется домик муравьев? (Ответы детей) домик муравьев называется муравейник. А как можно одним словом назвать бабочку, пчелу и муравья? Это насекомые. Посмотрите на картинки которые лежат у вас на столах и скажите как называются насекомые, изображенные на них.
Дети по очереди выходят к доске, показывают свои картинки и называют насекомых, изображенных на них. Педагог вывешивает на доску картинки с изображением насекомых и говорит: Дети, назовите тех насекомых, у которых есть крылья. Для чего насекомым крылья? С помощью крыльев насекомые могут летать. Насекомые, у которых нет крыльев, могут быстро ползать или прыгать.
Затем воспитатель показывает детям игрушечную стрекозу и задает вопросы: Кто это? Это насекомое называется стрекоза. Давайте ее внимательно рассмотрим. Какие крылья у стрекозы? У стрекозы тонкие прозрачные крылья. На крылышках много прожилок. Стрекоза может быстро летать. Даже когда стрекоза отдыхает, ее крылышки распростерты в стороны. Сколько крыльев у стрекозы? (Ответы детей) У стрекозы четыре крылышка. У стрекозы есть голова, грудь, брюшко. К груди крепятся шесть ножек. Ножками стрекоза цепляется за растения, когда отдыхает. На голове расположены глаза, усики и рот.
Стрекоза чаще всего летает около водоемов. Теперь внимательно посмотрите и скажите, что общего есть у всех насекомых? (Ответы детей) У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног. На голове есть глаза, усики и рот.
Какие удивительные и разнообразные бывают насекомые! Дети, сегодня мы с вами отправимся на волшебную полянку. Там вас будут ждать красивые цветы и много сюрпризов. «Крибле, крабле, бумс» - волшебные слова. Сказка начинается. Послушайте музыку, это звучит голос природы.
Ой кто это, цыпленок? Куда ты спешишь цыпленок? - Здравствуйте, я всю дорогу бежал за красивой бабочкой, хотел её поймать, а она улетела. Вы её не видели? (Нет, не видели)
Воспитатель: - Зачем тебе бабочка?
Цыпленок: - Она такая красивая, я хотел с ней поиграть.
Воспитатель: - Не жалко тебе бабочку, ведь она живая. Мы тебе подарим игрушечную бабочку, ты можешь поиграть с ней.
Цыпленок: - Какая она красивая. А почему бабочка, которая улетела живая, а эта не живая?
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Цыпленку понять, чем отличается живая бабочка, от игрушечной - не живой. (Игрушечную бабочку мы двигаем, а живая летает сама. Живая бабочка умеет дышать, кушать, она растёт и откладывает яички)
Цыпленок: - Моей бабочке просто нечего кушать.
Воспитатель: - Ребята, чем мы можем угостить бабочку? (Соком, нектаром) Давайте угостим её соком. Видите, она не пьёт.
Цыпленок: - Бабочка просто не хочет пить. (Нет, она не живая и пить не может)
Воспитатель: - Живые бабочки умеют двигаться: они летают с растения на растение. Они питаются нектаром цветов, соком деревьев, размножаются – откладывают яички, умеют дышать и расти.
Цыпленок: - Интересно, а муравьи умеют разговаривать?
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята? (Ответы детей) На голове у муравьёв есть два усика, с помощью которых они общаются друг с другом и даже различают запахи. Ведь носов у муравьёв нет. Ребята, кто-нибудь видел муравьёв, когда становится холодно, и идёт снег? (Нет) Куда же, они спрятались? (Ответы детей) Поздней осенью муравьи забираются глубоко в муравейник и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда сойдёт снег, солнце снова прогреет землю - муравейник оживёт.
Цыпленок: - Смотрите, а вот стрекоза, может мне ее съесть? Выбегает ребенок в костюме стрекозы. – Не ешь меня цыпленок, посмотри какая я красивая, я приношу людям пользу - ем комаров. Цыпленок: Ну ладно, лети. Тогда я съем кузнечика. Кузнечик: не ешь меня, цыпленок, я тебе песенку спою. (Поет песенку про кузнечика). Цыпленок: Не буду тебя есть, ты такие песенки хорошие поешь. Вот пчелка, ее я точно съем. Пчелка: - Осторожно, цыпленок, я могу больно укусить, но я и сладким медом могу угостить. Воспитатель: - Цыпленок, посмотри - волшебный подсолнух хочет тебя угостить вкусными семечками. А насекомых нельзя обижать. К природе нужно относиться бережно. Если вы ребята где-нибудь встретите насекомых - на них нужно смотреть только глазками, трогать их руками нельзя. А вот с божьей коровкой можно подружить, говорят кому она сядет на руку у того исполнится желание. Ребята, кто знает закличку про божью коровку? (Ответ) Божья коровка, улети на небко, Там твои детки кушают конфетки. Всем по-одной, а тебе ни одной! Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «На полянку шли, насекомых нашли» Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три, движение бабочки покажи… (имитируют движение бабочки.) Далее имитируют движение нескольких насекомых.
Воспитатель: Сейчас весна, с каждым днем становится все теплее. Пусть насекомые летают, ползают, прыгают, собирают нектар. Давайте бережно относится к друзьям нашим меньшим. Попрощаемся со сказкой, и будем всегда бережно относится к природе и ее обитателям.