Елена Аникина
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Радость творчества. Русские матрешки»
▼ Скачать +Заказ
«Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые могли бы пролежать бесплодными в душе ребёнка».
Н. Д. Бартрам
Программное содержание:
Цель: познакомить детей с народной игрушкой – матрё шкой через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Художественная литература».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе „Радость творчества, Русские матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
познакомить детей с народными игрушками и историей их возникновения;
познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки;
формировать умения различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства;
научить детей делать матрешку из бросового материала (бутылочка) и пластилина;
развивать познавательный интерес к истории и культуре России;
развивать умение образовывать качественные прилагательные от существительных, отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
способствовать расширению словаря детей;
закреплять правильное произношение поставленных логопедом звуков;
развивать творческие способности и фантазию детей;
развивать чувство цвета при составлении узора;
содействовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
воспитывать любовь к народному искусству;
воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.
3
Ход Занятия
Воспитатель - (одета в русский костюм. Одна в группе.)
Ох, денек уж больно долог:
Насчитала сорок елок,
Я на лавке посидела,
Я в окошко поглядела.
Не позвать ли мне ребят?
Вдруг послушать захотят?
Эй, ребята, идите сюда.
(Дети в русских костюмах вбегают в группу)
Воспитатель - Здравствуйте, девчонки - веселушки, озорные хохотушки (русский поклон).
- Здравствуйте, ребята - молодцы, озорные удальцы (русский поклон мальчикам).
- Проходите, гости дорогие, для беседушки, для забавушки. Как когда - то наши прадедушки и прабабушки. Расскажу где была, да что делала. (Дети садятся на лавочки).
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем дорогой.
- Что я могла принести с ярмарки дорогого и ценного? (Игрушки, посуду, вещи, вкусности)
- Давайте не будем гадать, а я вам все покажу.
Беседа с элементами игры "Что из чего?"
(Воспитатель достает из сундучка игрушки по одной)
1. Узелковая кукла.
• Что это?
• Почему так называется? (Ручки и ножки делали при помощи узелков)
• Её делали из лоскутка, значит она какая? (Лоскутная)
2. Кукла - пеленашка.
• Для чего её делали? (Её клали в колыбель ребенку, чтобы его не сглазили)
3. Кукла - закрутка.
• Почему так называется? (Тряпицу закручивали и получалась кукла)
• Её делали из тряпицы, значит она какая? (Тряпичная)
4. Кукла из соломы.
• Она какая? (Соломенная)
- Почему куклам не прорисовывали лицо? (Люди считали, что через лицо в куклу может вселиться душа. А душа может быть добрая и злая)
5. Дымковская барышня.
• Из чего делали? (Из глины)
• Значит она какая? (Глиняная)
6. Свистулька.
• Из чего сделана?
• Значит она какая?
• Каким узором расписана? (Хохломским)
7. Филимоновская игрушка гармонист.
• Её красиво расписывали, значит она какая? (Расписная)
8. Богородская игрушка.
• Как называется? (Кузнецы)
• В чем особенность? (Эти игрушки подвижные)
Воспитатель - Что я принесла с ярмарки? (Игрушки)
- Это народные игрушки - настоящее сокровище русского народа. Они очень знамениты и ценятся во всем мире.
- А в чем их ценность и богатство? (Они сделаны руками мастеров, людей)
- А в сундучке еще кое - что осталось. Отгадайте из загадки:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
- И вот вам задание:
Мне ребята помогите
И матрешек соберите.
И расставьте по местам
На радость вам и всем гостям.
Игра "Соберём матрешек"
(Дети берут половинку матрешки, находят пару и расставляют игрушки по росту)
Воспитатель - Молодцы, ребята. Потрудились на славу. Давайте полюбуемся матрешками.
(В группу входит Матрешка в косынке, сарафане, с корзинкой в руке и плачет. Играет взрослый)
Воспитатель - Ребята, к нам кто-то идет. Здравствуй. А почему ты плачешь?
Матрешка - Я не знаю кто же я.
Помогите мне друзья.
Воспитатель - Не плачь. Может мы с ребятами сможем тебе помочь. Ребята посмотрите внимательно.
Что за красная девица?
И румяна, круглолица.
В сарафане расписном
И в платочке с узелком.
Разрумянилась немножко.
Это ж русская. Матрешка!
Матрешка - Я Матрешка? А что это - матрешка?
Воспитатель - Мы с ребятами много о матрешке знаем и сейчас тебе все расскажем.
- Матрешка - народная игрушка, символ нашей страны - России. Матрешка наш национальный сувенир.
Матрешка - А что такое сувенир? (Подарок на память о нашей стране).
Воспитатель - Матрешка - игрушка с секретом.
- В чем ее секрет? (Внутри самой большой матрешки прячутся сестрички "Мал мала меньше"). - Мы даже об этом знаем потешку.
Русская народная потешка с движениями:
Шли матрешки по дорожке
Было их немножко:
Две Матрены, три матрешки
И одна Матрешечка.
Воспитатель - Давайте вспомним самых знаменитых матрешек. (Семеновская, загорская, майданская)
Матрёшка - А я какая матрёшка? Откуда?
Воспитатель - А мы сейчас поиграем в игру "Наряд для матрешек" и ты сама догадаешься где твоя Родина.
Игра "Наряд для матрешек"
(Перед детьми три плоскостных силуэта матрешек с прорисованными лицами. Ребята накладывают на матрешек различные детали : косынка, ручки, фартук, узоры, бусы и т. д. и по определенным особенностям наряда, узора определяют какая матрешка.)
Особенности матрешек :
Загорская матрешка :
• рубаха с вышивкой;
• косынка с росписью;
• в руках обязательно какой-либо предмет;
• узор из маленьких цветочков;
• может быть украшена бусами.
Семеновская матрешка :
• косынка с вышивкой;
• на сарафане пышный букет цветов, смещенный в сторону;
• чаще для росписи используют желтый, лимонный цвет, узор красный, зеленый.
Майданская матрешка :
• цвета: малиновый зеленый черный;
• нет косынки, на голове полушалок с цветами;
• нет сарафана и фартука, есть овал с цветами и ягодами;
• волосы - кудряшки.
Воспитатель - Ребята, как вы думаете, наша матрешка какая? (Загорская. У нее косынка, в руках корзинка).
Матрешка - Спасибо, дети! Теперь я знаю где моя Родина.
Воспитатель - А знаешь ли ты матрёшка, сколько лет самой первой игрушке матрешке?
Матрешка - Моей прапрабабушке? Нет не знаю. (более ста лет)
Воспитатель - Ребята, давайте вспомним историю матрешки.
Беседа с использованием ИТК
1 Старик Фукурума - Что это? (Японская деревянная игрушка с сюрпризом старик Фукурума. Внутри него спрятаны фигурки поменьше).
- Эта фигурка стала образцом для нашей Матрешки.
2 Матрешка с петухом - А это что? (Первая матрешка - Матрешка с петухом).
3 Восемь кукол - Сколько кукол было в первой матрешке? (8)
- Почему куклу назвали Матрёшкой? (От распространенного в те времена русского имени Матрена)
4 Звездочкин - Назовите имя токаря, который первый выточил матрёшку. (Василий Звездочкин)
5 Малютин - Кто расписал первую матрёшку? (Сергей Васильевич Малютин)
6 Бревна - Из каких деревьев делают матрёшек? (Липа, береза)
- Деревья спиливают весной и сушат 2-3 года.
7 Заготовки - Что делают из бревен? (Заготовки)
8 Роспись матрешки - Что делают с заготовкой? (Её расписывают, покрывают лаком и сушат в печах)
9 Роспись матрешки - Посмотрите как мастерицы расписывают матрешек.
10 Матрешки - Получаются разные, не похожие друг на друга куклы матрешки.
Слайды "Наши матрешки"
(На экране появляются слайды с детьми и пошаговое изготовление матрешек из бросового материала (бутылочки) и пластилина)
Матрешка - Ой, ваших детей и там и тут показывают. Надо же до чего техника дошла.
Воспитатель - Это не техника дошла. Это мы с ребятами освоили новый способ изготовления матрешек. Давайте расскажем о нем гостям и Матрёшке.
11 Бутылочка и пластилин - Что нам понадобилось для работы? (Нам понадобились бутылочка и пластилин)
12 Обмазываем - Для чего нужен пластилин? (Мы пластилином обмазали бутылочку)
13 Голова - Что мы сделали дальше? (вылепили голову и соединили детали)
14 Заготовки - Что у нас получилось? (Заготовки)
15 Крахмал - Что мы сделали дальше? (Мы обработали заготовку крахмалом, чтобы легко было покрыть краской)
16 Белая краска - Какой следующий шаг? (Мы покрыли заготовку белой краской на водной основе)
17 Желтый и красный - Ребята, что было дальше? (Мы раскрасили заготовки в желтый и красный цвета)
18 Заготовки - Вот такие желто-красные заготовки у нас получились.
19 Матрешка ожила - А вот уже матрешки смотрят на нас своими глазками.
Воспитатель - Нам остался последний шаг - самый ответственный и интересный. Какой? (Нужно расписать матрешек).
- Перед работой отдохнем и разомнем пальчики.
Физ. минутка с пальчиковой гимнастикой
Хлопают в ладошки дружные матрешки.
На ногах сапожки, топают матрешки.
Влево, вправо наклонились.
Всем знакомым поклонились.
Нас матрешечки опять
Просят их нарисовать.
Прежде чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали, сжали.
Кулачки разжали, сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас детвора за работу всем пора.
Мастера, скорей за дело. Украшай матрешек смело.
Дети расписывают матрешку. Раскрашенные матрешки выставляются на отдельный стол.
Воспитатель - Ай да молодцы! Ай да умельцы! Полюбуйтесь матрешками. Каждая хороша по-своему. Вы настоящие мастера - золотые руки. Этих матрешек мы подарим нашим мамам, как сувенир на память.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
Матрешка - Теперь я все о себе знаю. А еще я знаю, что мы матрешки умеем здорово танцевать.
Танец "В лавке на прилавке. "
Матрешка - Мне пора ребята. Спасибо вам за помощь.