Оксана Давыдова
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в грибное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных); уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов; обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберёзовик, грибница, вешенка).
Оборудование: аудиокассета с весёлой музыкой и пением птиц, шапочки грибов : боровик, подосиновик, подберёзовик, пенёк с опятами, фото с грибницей гриба вешенка, кукла старика Лесовика, картинка мухомора, бледной поганки, белой поганки, ложного опёнка, печенья «Грибы».
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие в грибное царство“» размещена в разделах
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.
И листок с берёзы золотистой пчёлкой
Вьётся и кружится над колючей ёлкой.
Облетели листья клёна, клён от холода дрожит.
На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.
- Дети, какие приметы осени вы знаете?
- Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему?
- Я приглашаю вас в осенний лес за грибами. Давайте отправимся туда пешком, не спеша, будем идти и любоваться красотой осеннего леса (звучит весёлая музыка).
- Вот и лес. Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
- Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Ведь грибы очень разные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько очень трудно определить, какой же гриб ты нашёл. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов. :
- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они могут принести пользу жителям леса;
- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать из – можно повредить грибницу;
- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть, не прикрытая листвой;
- не собирать грибы у проезжей части;
- собирать только известные грибы;
- не срывать старые и очень маленькие грибы.
-А вот и первый гриб. Он хочет загадать нам загадку о себе.
Ребёнок в шапочке гриба :
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы… (боровик)
- Это Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка. А ещё его называют белым грибом. Почему?
- Когда я была маленькой, мне было интересно знать, почему боровик называют белым. А моя бабушка подвела меня к шкафу и показала две коробочки: в одной были светлые грибы, а в другой совсем чёрные. Она сказала: «Вот это белые грибы и подберёзовики. Белые на боятся ни варки, ни жарки, ни сушки. Они так и остаются белыми. А подберёзовики почернели, поэтому в народе их ещё называют чернушками. И все грибы темнеют, кроме белых, поэтому белый гриб ещё называют гриб-полковник».
Ребё нок в шапочке подосиновика:
- Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
- Почему его так называют? Расскажите, что вы знаете об этом грибе? (это съедобный гриб, у него прямая ножка и ровная круглая шляпка)
Ребёнок в шляпе подберё зовика:
- Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,
Расту я обычно в берёзовой роще.
- Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же всё-таки их различить? (на изломе подосиновик синеет)
Ребёнок в шапочке пенька, на котором растё т семейство опят:
- Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растём в лесу,
Как веснушки на носу.
- Опята бывают летние и осенние. Они растут на пнях, сваленных деревьях. Иногда они забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь.
- Вот как много грибов мы собрали. Ребята, вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями : с берёзой – подберёзовик, с осиной – подосиновик; эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть (показать большую грибницу гриба вешенка).
- Дети, это дом для грибницы, потому что у самой грибницы корешки очень нежные и тонкие и её нельзя перенести без домика. А в таком виде грибы можно переносить в другой лес на новое место и даже выращивать у себя на балконе.
Воспитатель вносит куклу старика Лесовика.
- Дети, посмотрите кто пришёл к нам в гости. Это старик Лесовик. Он все лесные тайны знает. Давайте мы ему расскажем, о каких грибах мы сейчас говорили (о съедобных). А какие ещё есть грибы в лесу у старика Лесовика? (несъедобные или ядовитые.)
- Отгадайте, как называется самый известный ядовитый гриб?
А вот кто-то важный на беленькой ножке,
Он в красной шляпке, на шляпке горошки… (мухомор)
- А почему его так называют? (его боятся мухи и падают замертво от него)
- Кто им лечится, знаете? Лоси, они проглатываю гриб целиком. Есть ещё ядовитые грибы : бледная поганка, белая поганка, ложный опёнок (показать фото).
- Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Научу я вас, ребята, как определить, какие вы грибы собрали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый – луковица посинеет. А что можно приготовить из грибов и как их можно варить (варить, жарить, сушить, солить, мочить, мариновать?
- О каких грибах мы с вами сегодня поговорили?
- О каких ядовитых грибах вы сегодня узнали?
- Молодцы! Старичок Лесовичок приготовил для вас угощение. Кушайте на здоровье! (дети угощаются печеньем «Грибы»)