Наталья Захарова
Конспект занятия в старшей группе по музейной программе «Мы входим в мир прекрасного»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие в королевство осени.
Цель: Активизировать интерес детей к созерцанию красоты в мире природы и в произведениях искусства.
Задачи:
Образовательная: 1. Обогащать опыт восприятия старшими дошкольниками живописных произведений, в которых представлены проявление осенней природы. 2 .Показать как передана красота осенней природы в произведениях живописи (на примере пейзажа,предметов народных промыслов ; как по- разному передавали мастера особенности осени в своих произведениях.
3. Научиться сравнивать картины одного жанра
4. Активизировать отражение впечатлений в продуктивных видах деятельности.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по музейной программе „Мы входим в мир прекрасного“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Воспитательная: 1. Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ с опорой на выделение некоторых средств выразительности.
Речевая : 1. Поощрять высказывание детьми собственных предпочтении,ассоциаций.
2. Ввести в активный словарь детей термины: пейзаж,натюрморт.
Основной визуальный ряд: И. С. Остроухов «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ». Ф. А. Васильев «ПЕРЕД ДОЖДЁМ».
Музыкальный ряд : П. И. Чайковский «Времена года»; Шопен «Вальс дождя».
Выставка репродукций на тему осени, произведения народного творчества. Группа украшена осенними букетами, поделками из природного материала.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке, рисование осеннего дерева, рассматривание картин и иллюстраций.
План занятия :
1. Вводная часть: Художественное слово, игра «Волшебная веточка»
2. Просмотр презентации. Обсуждение. Построение в команды по цвету осенних листьев. Игра : «Придумайте слова». Изображение настроения. Игра «Составь картинку».
3. Рассматривание картин.
4. Музыкальная пауза.
5. Работа в командах: «Назови предметы на картине». Изображение картины.
6. Просмотр слайдов и обсуждение.
7. Заключительная часть.
Ход занятия.
Ребята, я сегодня получила письмо. Послушайте.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый,золотой,багряный.
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- О каком времени года говориться в этом стихотворении?
-Правильно, это стихотворение о осени. Королева Осень приглашает нас посетить её королевство. Поможет нам волшебная веточка. Прежде чем мы попадём в королёвство осени, нам надо встать в один большой круг. (Дети встают в круг)
Слушайте задание. Мы будем передавать волшебную веточку, каждый из вас назовёт один признак осени и отдаст веточку тому, кому захочет. Стараемся дослушивать товарища до конца, называем только один признак. (Дети играют)
Звучит произведение П. И. Чайковского «Осень». На экране появляются репродукции картин русских художников об осени (Презентация).
-Что художники изображают на всех этих картинах? (Осень.)
-Правильно. На всех этих картинах изображена осень. Уголок природы, плоды, цветы. Всё это осень.
-Какая из картин вам больше понравилась и почему? (Ответы детей)
Художники в своих произведениях изображают, то что им понравилось, то что произвело на них большое впечатление, на что бы он хотел обратить внимание других людей. Каждое произведении художника – целый мир, который может рассказать о многом: о красоте самого обычного на первый взгляд дерева, о чувствах художника,которые он испытывал когда любовался пейзажем и рисовал его, о волшебстве золотой листвы, о «настроении» природы.
Осень. Обсыпается весь наш белый сад
Листья пожелтевшие, по ветру летят
Лишь в дали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко красные вянущих рябин.
-Какие краски используют художники, чтобы показать красоту осенней природы? (ответы детей).
- Сейчас мы с вами разделимся по командам, у кого в одежде есть красный цвет, встаёт в одну команду, у кого есть жёлтый цвет в другую, оранжевый в третью, зелёный в четвёртую команду (перестраиваются). Слушайте задания. Надо придумать как можно больше слов,которые бы говорили какая осень. Если команда готова, она поднимает руки и говорит : «Мы готовы». По очереди команды называю слова. Одна команда называет,другие слушают,если согласны поднимают руки.
-А всегда ли осень бывает одинаковая?
-Какие вы знаете периоды осени? (золотая осень, поздняя осень)
- Как можно сравнить периоды осени с нашим настроением? Если вы смотрите на картину, где изображена золотая осень, какое у вас настроение (ответы детей? Если смотрите на картину с поздней осенью, что вы чувствуете (ответы детей? Предлагаю вам показать, как вы будете смотреть на яркую, солнечную, весёлую картину. Теперь покажите, как вы смотрите на грустную,печальную картину. Сейчас я включу музыку, она будет меняться, и в зависимости от музыки будете меняться и вы (звучит музыка, дети меняют эмоциональное состояние).
- Ребята, предлагаю вам взять одну картинку и найти себе товарищей,с которыми вы соберёте одну целую картину.
-Какая картина у вас получилась? (ответы детей)
-Посоветуйтесь в командах и решите,как можно назвать картину. Если команда готова поднимите руки и скажите : «Мы готовы».(Дети называют свои названия картин)
-Художники назвали свои картины: И. С. Остроухов «Золотая осень»; Ф. А. Васильев «Перед дождём».
- Когда смотрите на эти картины, что вы чувствуете? (ответы детей) -Посмотрите,какие краски использовали художники, чтобы изобразить листву на деревьях. (ответы) На картине И. С. Остроухова листья непросто жёлтые, они как будто светятся. Вы чувствуете,как от этих листьев становится теплее и светлее. Художник изобразил утро,солнце ещё не взошло,а от листьев светло. Жёлтый цвет- яркий, тёплый он ярко выделяется на тёмном фоне земли и темных стволов деревьев. На картине Ф. А. Васильева листья темно-коричневые они почти слились с красками земли, и навивают грусть и печаль. Мы уже чувствуем приближение дождя.
-Землю художники тоже изображают по разному. На картине И. С. Остроухова, земля изображена чёрным цветом, но там есть яркие пятна- это листва и поэтому характер картины не меняется. На картине Ф. А. Васильева земля сливается с листвой, и тем самым ещё более усиливая ощущение предстоящего дождя. Небо на этой картине художник изобразил серыми,тёмно-синими красками,тем самым показывая, что сейчас грянет гроза.
Сейчас по взмаху волшебной веточки вы превратитесь в осенние листочки и под музыку будете кружиться и красиво танцевать. Музыкальная пауза под музыку Шопен «Вальс дождя»
-Рассчитайтесь в своих группах по порядку. Вы будете художниками. Первый художник подойдёт ко мне за картинкой. Второй художник подойдёт, получит задание. Задание : Рассмотреть картинку и назвать как можно больше предметов, которые изображены на картине. Одна команда называет предметы на своей картине, другие команды смотрят на картину на экране. Если они согласны хлопают в ладоши (Картины И. С. Остроухов «Золотая осень»; Ф. А. Васильев «Перед дожём).
- Подойдут ко мне художники под номером три и получат задание. Задание : Представить картину. Обсудить между собой кто - кого будет изображать, как изображать, и показать картину. Не забывая встать, так как на картине, на передний план и на задний.
Показ картин. Задание командам, которые смотрят: посмотреть и сказать, что понравилось.
- Подумайте пожалуйста почему осень называют хозяюшкой (ответы).
-Художники стараются изобразить осень не только в пейзажах, но и в натюрмортах, изображая дары осени, а народные умельцы украшали ими предметы быта : подносы, чашки, кувшины. (показ слайдов)
-Чем понравились вам эти произведения? Урожайная ли осень? Чем красивы произведения народных промыслов?
- Понравилось вам наше путешествие в королевство осени? Что вам понравилось больше всего? Что вы запомнили? Мы сегодня с вами увидели, как по разному представлена осень в произведениях художников и мастеров народных промыслов.
-Когда вы вернётесь в группу, нарисуйте, пожалуйста, свою осень, как вы ее видите. Согласны? Мы повесим ваши картины в нашем выставочном зале.
-Сейчас я взмахну волшебной веточкой, и мы окажемся в группе.
-Посмотрите, что это у меня. Букет из осенних листьев. Это королева осени решила сделать нам подарок. Возьмите каждый по листочку. Давайте поблагодарим осень за прекрасное путешествие.