Анастасия Шнеткова
Конспект занятия в старшей группе «Мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Планета в опасности!
Планета в опасности, S.O.S. – кричит она.
Не будет в Мире радости, если случилась с ней беда.
Но никто не поможет, никто не придёт,
А она умоляет, она на помощь зовёт!
Сколько можно, нет сил уж, планете кричать,
Всё равно не придёт никто больную спасать.
Человек на это закрывает глаза…
Вновь планета кричит, умоляет она:
«Оглянись же вокруг, ведь так больше нельзя!»
И будто всё на свете спит,
Не слышит этот жалкий крик.
Человек, будет поздно, ведь потом
Мир будет спать уж вечным сном.
Задачи
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Мир воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
- познакомить с некоторыми свойствами воды : жидкость без вкуса, цвета формы и запаха, вода прозрачная, текучая, может развиваться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить;
- показать детям, как вода пришла к нам, что вода существует в разных состояниях;
- развивать любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ;
- продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.
- воспитывать у детей навыки культуры поведения, чувство доброты и взаимопомощи;
- бережное отношение к природе, желание охранять природу, беречь каждую каплю воды;
Оборудование
Демонстрационный материал: глобус, лупа, мешочки с крупами, снеговая и водопроводная вода, цветная бумага, кусочки льда, сахар, песок, сосуды различной формы, масло, перья, таблица-схема.
Организация занятия
Дети располагаются в центре комнаты на ковре. Стол воспитателя с пособиями стоит рядом. В зале расставлены столы для проведения опытов.
Ход занятия
В группу к ребятам приходит п р о ф е с с о р Э к ос.
П р о ф е с с о р Э к ос. Здравствуйте, дети. Меня зовут профессор Экос. Я работаю в лаборатории, которая занимается исследованием снега, льда и воды. Здесь у меня находится все, что необходимо для изучения природы.
У меня есть волшебный телефон. Я получаю звонки со всего света. С его помощью я узнаю все, что делается в нашем общем доме. Дети, вы поняли, о каком доме я говорю? У нас над головой одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земляная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех лампа, она же печка – солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор один на всех – ветер. Вот и выходит, что земной шар – действительно наш общий большой дом. Представить, как выглядит наш дом, нам поможет глобус – уменьшенная модель огромной Земли, где живут люди на свете. И как приятно, когда в доме чисто и уютно. Вот и работает наша лаборатория для того, чтобы в случае необходимости прийти на помощь.
Раздается телефонный звонок.
П р о ф е с с о р Э к ос. Алло! Это звонит моя помощница – Капелька.
Беда! Она говорит, что в Антарктиде началось сильное таяние снега. А где же находится Антарктида? (Дети вместе с воспитателями находят Антарктиду на глобусе. Обследуют это место. Рассматривают Антарктиду с помощью лупы.) Вы видите тёмное пятно на снегу? Что бы это могло быть? (Это пыль, загрязнение.) Выхлопы автомобилей, дым заводов содержат такие вещества, которые поднимаются в воздух и переносятся ветром на далекие расстояния и там оседают. Дети, а как вы думаете, почему же началось обильное таяние снега?
Необходимо воспрепятствовать этому. Вы готовы мне помочь? Срочно собираемся в путь. Какая погода в Антарктиде, как вы думаете? Что же нам пригодится в путешествии?
Перед вами на столе лежат предметы. Вам необходимо отобрать то, что понадобится в путешествии и исследованиях воды и льда. (Дети отбирают лупу, карандаш, блокнот, колбочки, баночки и т. д. Рассказывают об их назначении.) Нам необходимо быть внимательными и уметь замечать все на своем пути. Потренируемся. Перед вами лежат несколько мешочков. Пощупайте их и попробуйте определить, не раскрывая, что это может быть. (Гречневая крупа, макароны, рожки, сахар.) Для путешествия нам понадобятся продукты. Ручки потренировали, а теперь потренируем язычок. Попробуйте на вкус с закрытыми глазами и определите, что это за продукты. (Чернослив, яблоко – сухофрукты.) Чтобы не болеть, нам понадобятся сухофрукты, соки, витамины.
Вот теперь мы смело можем отправляться в путь. (Рассаживаются на ковре, вокруг столика воспитателя.) Сейчас я открою чемодан-лабораторию, которая всегда со мной, и мы начнем наши опыты прямо сейчас.
Пока мы летим, давайте рассмотрим повнимательнее глобус. Каким цветом обозначена вода на глобусе? (Голубым.) А почему голубым? (Голубой цвет – цвет чистоты.) Посмотрите, чего больше на земле, воды или суши? На глобусе есть участки и белого цвета. Что он обозначает? (Лед – это вода в замершем состоянии.) Где на материках может быть вода? (В реках.) Посмотрите, у меня в стакане вода. Под стакан положим листочки цветной бумаги, а теперь посмотрите в стакан, что вы видите? Какой из этого можно сделать вывод? Изобразите это схематично. Какого она цвета? (Бесцветная, прозрачная.) Назовите еще прозрачные предметы. Как вы думаете, прозрачная ли вода в кране? А в озере, речке, море?
Понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет? Значит, что мы можем сказать про цвет и запах воды? А какую форму имеет вода? (Показать стакан, пробирку.) Значит, что можно сказать про форму воды? Вода принимает форму сосуда. Как это можно занести на карту-схему.
А вы знаете, чем отличается вода в реках от воды в морях и океанах? (Она пресная.) Пресная, значит безвкусная. Давайте попробуем. Правда ли то что она без вкуса? (Детям на пробу дается томатный сок и определяется вкус (кисло-сладкий). Затем пробуется пресная вода и определяется, есть ли у нее какой-либо вкус.) Вот попробуйте. Чем же отличается? (Вода морская – соленая.) А как же попала соль в океаны и моря? (Показывает на глобусе, как маленькие речушки вливаются, впадают в моря и несут с собой соли.)
А почему воду называют жидкостью? Ее можно переливать из одного стакана в другой. Она текучая. Если налить на плоскость, она растекается. Изобразите схематично, что вода – жидкость. Так что же такое вода? Вода – жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Как это можно занести на карту-схему?
Вот мы и прилетели в Антарктиду.
Появляется К а п е л ь к а.
К а п е л ь к а. Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы приехали вместе с профессором Экосом. Наша лаборатория уже готова к исследованиям. Занимайте свои места.
Дети занимают свои места за столами.
П р о ф е с с о р Э к ос. Мы с вами выяснили, что вода в нашем водопроводе отличается от воды в морях и океанах. Она – соленая. А как сделать воду соленой?
Опыт 1. В стаканчик с пресной водой добавляется соль. Посмотрите, изменился ли цвет воды? А что изменилось? Вот видите, ребята, оказывается, вода еще и волшебница. Она умеет растворять в себе некоторые вещества. Можно ли такую воду употреблять в пищу? Ребята, а какая вода ценнее? Соленая или пресная? Почему? (обе ценны)
Опыт 2. Посмотрим, а растворяются ли в воде другие вещества? Например, песок. Какой можно сделать вывод? И как изобразить на схеме?
Опыт 3. Ребята, а что произойдет, если в воду попадут маслянистые вещества? Например, нефть? Капнем в стакан капельку масла, что вы видите?
А теперь опустите в стакан перышко. Что с ним стало? Представьте, что села птичка, что с ней случится? Нефть прилипает к оперению птиц. Покрытые нефтью перья уже не могут согревать птиц, и они погибают от холода. Помочь этим птицам можно, только собрав нефть. Для этого нужно действовать очень быстро, чтобы спасти животных и очистить море и его берега.
Существует несколько способов очистки моря и нефти. Торф или солома, впитывающие нефть, распределяются по поверхности воды, а затем собираются и сжигаются.
Опыт 4. Дети, а как вы думаете, лед (замороженные кубики льда, который покрывает Антарктиду, он тоже соленый? Положите кусочки льда в стаканчик, рассмотрите его. А теперь Катя положит свой кусочек льда в стакан с теплой водой. Лед плавает, значит, он легче воды. Посмотрим, что с ним будет через некоторое время. Лед растаял. Попробуйте воду, стала ли она соленой? Значит во льдах сосредоточены большие запасы пресной воды, которую можно использовать в пищу. Какое важное мы с вами сделали открытие! Как это можно занести на карту-схему?
Опыт 5. А теперь заметьте, на каком уровне находится вода в стакане. Отметим уровень фломастером. А теперь положим в стакан несколько кубиков льда и через некоторое время посмотрим что произойдет. Посмотрите, уровень воды в стакане стал выше. Почему? Что может произойти, если будут таять льды Антарктиды? Что произойдет, если ледники растают? Они затопят земную поверхность, погибнут животные, птицы и даже человек. Значит нельзя допускать загрязнения льдов Антарктиды. Как приятно, когда все, что нас окружает, чистое!
Физкультминутка
Светло-пушистая снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!
(У детей на ладони лежит кусочек ваты, они внимательно её рассматривают.)
Дорогой дальнею легко проносится,
Не ввысь лазурную – на землю просится.
(Дуют на вату, чтобы она поднялась вверх и какое-то время стараются удержать её в воздухе.)
Но вот кончается дорога дальняя.
Земли касается звезда хрустальная.
(Вата остаётся у детей на ладони.)
Своей прохладою нас охладит она,
Волшебной силою поднимет дух с утра.
(Держат вату на ладони, поочередно выполняют маховые движения то левой рукой, то правой)
Снежинка белая лежит, качается.
Один лишь ветер с ней смог позабавиться.
Возьмём мы бережно свою снежиночку,
Положим все её в свою корзиночку.
(Держа вату в руке, кладут её в корзиночку воспитателя)
Пора идти нам всем дорогой долгою,
Чтобы попасть опять в страну холодную.
Нам пора снова отправляться в детский сад. Свернем нашу лабораторию. Сколько интересных открытий мы с вами сделали. В чем заключается ценность воды? Мы умываемся ею, используем для приготовления пищи и т. д.
В о с п и т а т е л ь. Молодцы, но знаете, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на земле? Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода – это среда обитания. Смогут ли без нее прожить люди? Почему? Ведь без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего три дня! Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную.
К а п е л ь к а (в записи)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане!
И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком иней. На плите у вас кипит,
Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!
Без меня вам не умываться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить, без воды нам не прожить!
Вы меня в пруду найдете и в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда наша спутница – вода!
Теперь мы поняли, что вода нужна всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Откуда же берется наша вода, которую мы пьем?
Это происходит с помощью водопроводной сети, куда по трубам из резервуаров и водосборников поступает вода. Чтобы снабжать население городов водой, рядом с ними строят огромные водохранилища. Из этого следует, что воду нужно беречь. А как мы с вами можем беречь воду? (ответы детей)
Вот как много нового мы сегодня узнали. Теперь я уверен, что никто из нас не оставит кран открытым.
П р о ф е с с о р Э к ос. Спасибо, ребята, вам за то, что помогли нам. Мы с Капелькой сейчас уйдем в нашу лабораторию, а вы не забывайте про нас и помните, что воду нужно беречь, что пресной воды очень мало.