Приложение МААМ

Конспект занятия в старшей группе «История жителей города Сим»

Сулимова Елена
Конспект занятия в старшей группе «История жителей города Сим»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ

занятия в старшей группе

«История жителей города Сим»

Задачи:

1. Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, быте, традициях, фольклоре;

2. Поддерживать и развивать интерес к истории, особенностям жизни народа в прошлом.

3. Познакомить детей с элементами русского народного костюма;

4. Формировать знания детей по устройству русской избы;

5 .Приобщать детей к играм народов Южного Урала;

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „История жителей города Сим“» размещена в разделах

6. Воспитывать уважительное отношение к русской традиционной культуре, к людям разной национальности.

Оборудование: Конструктор LEGO DUPLO, мультимедиа «История жителей города Сим», карта-пазлы г. Сим, оформление русской избы, русские национальные костюмы.

Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей. Разучивание игр, хороводов, песен (русский фольклор). Составление проектов о русском костюме (мужской, женский). Рисование на тему «Крестьянская изба». Чтение русских народных сказок, былин. Рассматривание иллюстраций. Слушание русских народных песен. Конструирование русской избы по показу педагога из LEGO DUPLO, заучивание колядок.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие по нашей малой родине. Кто из Вас, ребята, знает, как называется Ваша малая родина? (ответы). Наш город многонационален, это значит, что в городе живет много людей различных национальностей (более 30). Дружной семьей живут русские, туркмены, татары, башкиры, армяне, украинцы; национальность есть у каждого из нас с момента рождения.

Мы разные, но во многом мы похожи: все радуемся новым знакомствам, рассказываем сказки, готовим национальные блюда, воспеваем свою Родину, где родились и живем. Так вот, ребята, дружба народов – основное богатство нашего города. А как вы думаете, чем отличаются друг от друга люди разных национальностей? (ответы).

Для того чтобы не заблудиться, нам необходима карта. На моей карте исчезли все опознавательные знаки, но Вы можете помочь мне. Я даю вам карту схему, и мы вместе соберем большую карту с направлением движений и названиями всех улиц нашего города (звучит песня «Мой Сим родной»). Дети складывают карту.

-Ребята посмотрите сюда, что это? (карта)

-А что на ней изображено? (город Сим).

-А почему город назвали Сим?

-Название по расположению на реке Сим; в переводе с башкирского диалектного сюм «глубокое место в реке; омут»,

-Как вы считаете, а раньше, давным-давно, был такой город Сим?

-А такой же он был, как сейчас?

-А хотите узнать, как жили люди в далеком прошлом?

-Сегодня мы будем говорить о прошлом нашего Сима, о наших предках.

-Кто мне ответит, кто такие предки?

-Воспитатель: Предки – это люди, которые жили много-много лет тому назад: это бабушки, дедушки; бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек.

Давным-давно на берегах больших рек и озер 1200 лет тому назад находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, равнины, реки, горы. Места для проживания они выбирали рядом с лесами и реками. Это были башкирские земли. Всё началось по высочайшему повелению ее Величества императрицы Елизаветы построить завод. Купцы Твердышев и Мясников приобрели этот участок месторождения с ценнейшими рудами. И в 1759 году началось строительство железоделательного завода (показ слайда).

При строительстве Симского железоделательного завода (ныне ОАО «Агрегат») в 1759 году был основан и поселок. Заводское поселение явилось основой будущего города. Жилище заводского населения Южного Урала состояло из избы, сеней и небольшого двора. Дома стояли в два ряда, это была улица. Посередине улицы ставили колодец.

Семьи раньше были не такими как теперь мама, папа и один, два ребенка раньше семьи были большие, 10 детей в одной семье ни у кого удивления не вызывали.

Все жили в одной избе, всем места хватало. Давайте заглянем в нашу избу и ещё раз посмотрим, как устроена изба изнутри. В избе было темно и в светлое время суток.

-Почему?

-Потому что окна были маленькими.

-А что делали, чтобы было светлее?

-Вечером зажигали лучину или свечи, позже стали использовать керосиновую лампу. Посередине комнаты стояла большая печь,

-Для чего хозяйке нужна была печь?

-Хозяйка в ней пекла хлеб и готовила еду на всю семью, у печи сверху, теплые и широкие полати. Вдоль стен лавки, только они не на ножках стоят, а прямо из бревенчатых стен выступают. Между лавками большой стол, а на столе кухонная утварь (показ посуды).

-У стен кроме лавок ещё стояли ящики большие.

-Как же они назывались?

-Для чего они нужны?

-Это сундуки, в них хранят всякое добро, посуду, одежду, украшения.

-Ой! А это что за ребята, сидят такие нарядные, да не так как мы одеты.

Рассказ об одежде: дети рассказывают о старинной одежде – женской и мужской, как она называется.

/В XVIII в. одеждой для мужчин, живших в горнозаводских поселках, служили пестрядинные штаны и рубаха, верхней одеждой были сшитые из домотканого или фабричного сукна, приталенные — «с перехватом», двубортные кафтаны. В холодную пору поверх кафтана надевали меховую шубу (азям, чекмень) с большим шалевым воротником. Носили ее нараспашку, подпоясывая опояской. Рабочая одежда дополнялась запоном - передником — фартуком. Обувью служили кожаные «коты» — мягкие туфли, «бахилы» с высокими голенищами. Праздничной обувью были «русские» сапоги. Зимой и мужчины и женщины носили валенки — «пимы», нередко украшенные гарусной вышивкой.

Женская одежда состояла из «комплекса с сарафаном». В него входил прежде всего сарафан (обычно косоклинный, который шили из различных тканей, часто отличавшихся по качеству и цене. Праздничный сарафан нередко украшался спереди лентой золотых и серебряных позументов. Под сарафан надевали рубаху с длинными суживающимися рукавами. Поверх сарафана надевали душегрею, иногда подбитую мехом. Сарафан непременно подпоясывался тканым пояском.

Головной убор незамужней девушки состоял из повязки — полосы парчи, атласа или позумента. Замужние женщины должны были ходить с покрытой головой. После венчания невесте заплетали две косы, укладывали их на голове и надевали головной убор: шамшуру (самшуру, кокошник, повойник, чехлик. Обычным женским головным убором на Урале были кокошники и шамшуры, по околышу которых повязывали платки. Праздничные кокошники и шамшуры из бархата, штофной ткани, парчи украшали золотыми позументами, перламутром, речным жемчугом.

В первой половине XIX в. в одежде в большей степени проявилось влияние города. Молодые женщины стали носить, кроме традиционных сарафанов, юбки, кофты, салопы, платья, наколки, косынки. Праздничная мужская одежда в то время состояла из суконного, нанкового или канифасного кафтана, тулупа, крытого сукном, поярковой черной шляпы или суконной фуражки. Совсем по-городскому, как чиновный люд, одевались заводские служители. Они носили сюртуки, жилеты и манишки, пальто и шинели/ (показ слайда).

Дети: Мы еще любили играть в разные игры, хотите с нами играть?

Русская народная игра «Дед Мазай»

Правила: выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие движения будут показывать:

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали — покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал — тот «Мазай».

Задачи: развивать пластику тела, чувство юмора.

- Воспитатель: Питание жителей края состояло в основном из продуктов, производимых здесь. Обычная пища состояла из ржаного хлеба, щей, каши, капусты, свеклы, редьки. Собирали и широко употребляли в пищу грибы (их солили, сушили, ягоды — малину, черемуху. Мясные блюда готовились редко, по преимуществу по праздникам. Праздничный стол был богаче и разнообразнее: готовили рыбные пироги, жаркое из телятины, баранины или дичи, мясные щи, каши из крупы или овощей. Лакомствами были шаньги, оладьи, блины, селянка (из пшена или крупы с молоком и яйцами, кисели, сдобные караваи. Традиционным для Урала блюдом были пельмени (от коми-пермяцкого «пельнянь» — хлебное ухо). Пельмени стряпали из говядины пополам со свининой. Начинкой для них была и рыба — щука, а также грузди, капуста. В первой половине XIX в. на "Урале стал распространяться картофель. Из-за того, что картофель заставляли сажать насильно, за счет сокращения посевов хлеба, из-за непривычности его как продукта питания местное население первоначально очень настороженно, даже враждебно отнеслось к употреблению его в пищу. Народ называл его «чертово яблоко». Однако довольно скоро неприхотливый урожайный картофель стал использоваться для приготовления самых различных блюд — от начинки для шанег до щей и киселей. Общераспространенным напитком был квас, приготовлявшийся из ржаного солода (показ слайда).

-А давайте и мы с вами построим избы.

Конструирование из LECODUPLO – русская изба по рисунку.

Дети работают подгруппами.

-Воспитатель: вот какие избы у нас получились. Целая улица!

Народ на Урале трудолюбивый. Но после трудов праведных, можно и отдохнуть, попраздновать. А какой же праздник без песен, музыки, танцев. В старину каждый праздник сопровождался обрядовыми песнями, хороводами. Народный календарь на Урале открывался зимними Святками – двухнедельным праздничным периодом, знаменовавшим наступление нового солнечного года (25 декабря по 6 января). Одним из видов Святочного гуляния объявлялось колядование – обход дворов односельчан с поздравлениями и пением специальных благожелательных песен – «колядок».

Дети - Тетка Колядка, дай пирожка

Не дашь пирожка – развалю ворота

Дашь пирожка – обмету ворота.

Колядовали в основном парни мальчики. Они выкрикивали, подходя к воротам какого – либо дома:

Дети: Коляда-Маляга, подай пирога,

Не подашь пирога, уведу корову за рога,

С пышки уташшу все твои покрышки!

К зимним святкам на Урале приурочивались разнообразные обычаи ряженья и маскирования. Персонажами ряженья были Медведь, Коза, Бык, Конь, Старик и Старуха, Поп и Барин. Ряженые ходили с балалайками, бубнами, печными заслонками, ухватами. Их ждали, встречали, подарками угощали.

Масленица – самая сытная пора славянского народа. На улицах пекут блины, звучат песни, люди катаются на лошадях. Посреди площади – бойцовский ринг, где силачи меряются силой, поднимают гири.

Главное место в цикле весенне-летних праздников принадлежало Троице – Семицкой неделе. Героиней ритуальных действ этого праздника была березка. Девушки и женщины гадали на ветках березы, поминали усопших, готовили обрядовую еду, хороводы водили – «Во поле береза стояла». На Троицу завивали березку, наряжали ее лентами, бусами или цветами.

- Давайте и мы с вами поводим хоровод «Во поле береза стояла»

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы узнали лишь очень немного о нашем богатом, удивительном прошлом, о жизни наших предков. Я надеюсь, что вы будете любить свой город, охранять, умножать его богатства и сохранять красоту.

Ребята, мы все с вами разные, но у всех у нас одна большая Родина – Россия. Вы – маленькие россияне. В ваших руках – будущее нашей страны. Вы можете сделать страну крепкой и могучей, если будете настоящими друзьями, будете заботиться о своих близких. Давайте мы тоже сплетём из наших рук «Венок дружбы», посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем:

«Если дружба велика – будет Родина крепка!».

Публикации по теме:

Мини-музей «Комната русской старины»Мини-музей «Комната русской старины» Цель создания музея: расширять представления детей о жизни, быте, традициях русского народа. Специфика жизни современного села не позволяет.

Песня «Как хорошо живем мы на Урале!» Очень часто с детьми поем песни о нашей Родине Южном Урале. Одну из таких песен написала я сама. Дети в моей группе с удовольствием ее поют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «История жителей города Сим»
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 18:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «История жителей города Сим»» (включая файлы) размещена пользователем Сулимова Елена (УИ 168696) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД