Марина Лобачева
Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании.
Образовательные задачи:
• Уточнить представления об электричестве;
• Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
• Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
• Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с воспитателем.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
• Учить оценивать поступки на основе важности бережного отношения к здоровью человека.
Развивающие задачи:
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать,
• Развивать внимание, память;
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
• Развивать радость от открытий, полученных из опытов.
• Воспитывать умение вести диалог, работать в коллективе.
Развивающая среда: мультимедийная установка, презентация «Электричество», дидактические игры «Что есть, что было», «Собери картинку».
Раздаточный материал: воздушные шарики, пластмассовые палочки, расчески, бумажные бабочки по количеству детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с волшебником? Чтобы узнать, как зовут этого волшебника нужно отгадать загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет
Воспитатель: Кого называют волшебником? Подумайте какое волшебство может совершить электричество? (загорается свет, работают электроприборы, и т. д)
Воспитатель: Ребята, сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие, ой кто это? (Слайд 2)
Карлсон: (мультимедиа) – Позвольте здесь приземлится?
Воспитатель: Приземляйся, конечно, а ты кто?
(Слайд 3)
Карлсон: (мультимедиа) – Я мужчина в самом рассвете сил.
Воспитатель: Ребята я кажется догадалась кто это, а вы узнали этого смешного человечка?
Дети: – Это, Карлсон!
Карлсон: (мультимедиа) – Продолжаем разговор.
Воспитатель: –Ой, Карлсон, что ты делаешь?
Карлсон: (мультимедиа) – Это я шалю, т. е. балуюсь.
Воспитатель: – Ай, ай Карлсон. Карлсон разве можно кататься на люстре? Ребята, а как вы думаете - хорошие поступки совершил Карлсон? (Нет, плохие). А почему эти поступки можно назвать плохими?
( Ответы детей: играл с электроприборами, не знает правила обращения с электро-приборами, может случиться пожар и т. д.)
Воспитатель. – Вот видишь, Карлсон, как много знают дети. Они никогда не иг-рают с электрическими приборами, потому что знают, для чего они нужны, и как правильно ими пользоваться. Ты Карлсон посиди и послушай, о чем мы с ребята-ми будем разговаривать.
Воспитатель. - Ребята, а вы знаете, что такое электроприборы?
Дети:- Телевизор, пылесос, холодильник, стиральная машина, электроплита, элек-трочайник и т. д.
Воспитатель: Дети, Карлсон живет на крыше и не знает какие электроприборы бывают, давайте покажем Карлсону, какие электроприборы существуют. Каждый из вас сделает подарок, а какой - вы узнаете, собрав картинку. Собирать надо вни-мательно, чтобы прибор работал исправно.
Дети встают со стульчиков и проходят за столы.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.
Воспитатель: - Сейчас Карлсон, дети тебе расскажут какой электроприбор, для чего нужен.
Дети берут по карточке с изображением электроприбора и по очереди рассказы-вают.
1. Электрическая лампа нужна для того, чтобы давать свет.
2. Холодильник нужен для хранения продуктов.
3. Пылесос помогает убирать квартиру, удаляет пыль.
4. Стиральная машина предназначена для стирки белья.
5. Утюг – для глажения одежды.
6. Электроплита – для приготовления пищи.
7. Электрочайник – для кипячения воды.
8. Микроволновая печь – для приготовления и разогревания пищи.
Воспитатель: - А почему эти предметы называют электроприборами?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, правильно. Потому что работают от электричества. Без элек-тричества не сможет работать ни один электроприбор. Вот мы вставляем вилку в розетку и происходит чудо: электроприбор оживает. Что же такое невидимое си-дит в розетке и заставляет домашние машины трудиться - вы узнаете, отгадав за-гадку:
Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он появился?
И в розетке поселился? (Электрический ток)
Воспитатель: Так что же это такое?
Дети: - Электрический ток.
Воспитатель: - Карлсон, а ты знаешь откуда берется электрический ток? Он не знает, а вы ребята? Сейчас вам объясню. Еще в старые времена люди обратили внимание, что в грозу раскаты грома сопровождаются вспышками на небе. (муль-тимедиа Слайд) Ребята как вы думаете в такую погоду безопасно гулять на ули-це? Конечно, ведь молния, это не что иное, как разряд электрического тока. И если этот разряд попадет в человека, то человек может погибнуть. Поэтому во время грозы, нужно укрыться в безопасном месте. Позже люди научились, сами произ-водить электрический ток.
Вы видели, как течет вода в реке? (мультимедиа Слайд) Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течет эта электрическая река по проводам в определенном направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные гидроэлектростанции. (мультимедиа Слайд) Затем ток очень высокого напря-жения течет по толстым проводам высоковольтной линии. (мультимедиа Слайд) И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши до-ма, попадая в выключатели и розетки. (мультимедиа Слайд) Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдете в школу.
Воспитатель: - Да в каждом доме есть электричество. А в вашей группе есть электричество?
Ответы детей.
Воспитатель: - Дети, по каким предметам вы догадались, что в группе есть элек-тричество?
Дети: - Розетки, лампочки, выключатели.
Воспитатель: - Правильно, электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши электро-приборы.
Воспитатель:- Ребята, а как вы думаете, а раньше было электричество? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Нет, много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку справляться с жизненными пробле-мами. Давайте, ребята, на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
Дидактическая игра: «Что есть, что было»
- Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электри-чества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.
Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару : стираль-ная машина – корыто; пылесос – веник; электроплита – русская печь, электролам-па – свеча и т. д.
Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе и опасность, и нужно соблюдать правила, чтобы электричество было безопасным.
Мультфильм: «Уроки осторожности»
Физкультминутка.
Дети встают в круг, берутся за руки и бегу, по кругу сначала на вправо, затем – налево со словами:
Ток бежит по проводам
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы
Кофемолка, пылесос
Ток энергию принес.
Дети стоят с воспитателем.
Воспитатель: - Есть электричество не опасное, тихое, незаметное. Оно живет по-всюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить доб-рое электричество.
Вбегает Карлсон с воздушными шарами.
Карлсон: Я тоже хочу с вами играть, мне скучно одному. Вот я вам принес шари-ки, давайте играть вместе.
Воспитатель: Какой ты молодец, какие красивые шары принес, они нам как раз пригодятся. С помощью этих шаров мы научимся «ловить» доброе электричество.
Опыт №1.
На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, какой красивый шарик висит на стене! Да-вайте и мы попробуем повесить эти шарики на стены. (дети пытаются повесить шарики, но у них ничего не получается)
Воспитатель: - Ребята, почему этот шарик висит, а ваши падают? Как ты думаешь Ваня? А ты Катя?
Дети: - Не знаем.
Воспитатель: - Давайте ваши шарики превратим в волшебные. Я вам покажу, как это можно сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той сторо-ной, которой натирали. Попробуйте.
Дети пробуют. Если у кого-то не получается опыт, предложу помочь тому ребен-ку который уже справился с заданием.
Воспитатель: - Вот и наши шарики висят на стене, они стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество - и мы его пой-мали, когда стали шарик тереть о волосы.
А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
Опыт №2. (за столами)
Воспитатель: - Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бу-мажным бабочкам. Ч то вы видите?
Дети : - Лежат спокойно.
Воспитатель: - Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку. Вот так (показ воспитателя). Медленно поднесите палочку к бабочке и потихоньку поднимите ее. Ч то произошло с бабочкой?
Дети: - Бабочки притянулись, прилипли.
Воспитатель: - Как ты считаешь, Вова, почему бабочки притянулись к палочкам? А как ты считаешь, Алена?
Ответы детей.
Воспитатель: - Итак, дети, доброе или волшебное электричество живет не только в волосах, но и в одежде – оно не опасно.
Опыт №3.
Воспитатель: - Дети, порвите полоску бумаги на мелкие кусочки (Дети выполня-ют)
- Поднесите расческу к бумаге.
- Что -то с бумагой происходит? (нет)
- Как заставить бумагу притянутся к расческе? (Предложения детей)
- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возь-мите кусочек шерстяного шарфика и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.
- Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к расческе)
- Как расческа стала электрической? (ее натерли шарфиком)
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
-Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Карлсон: - Как у вас тут интересно, я много нового и полезного узнал! Но мне нужно подкрепиться и я улетаю к себе на крышу (пытается включить пропеллер, но не получается).
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему Карлсон не может улететь?
Дети: - у него сломался пропеллер, нет батарейки.
Воспитатель: - Действительно, в пропеллере нет батарейки. Я сейчас поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Пропеллер заработал (Карлсон, благо-дарит и улетает)
Воспитатель:- В батарейке тоже живет неопасное электричество. А еще есть иг-рушки на батарейках. С ними очень весело играть.
Итог:
Воспитатель: - Что мы сегодня узнали об электричестве?
Дети: - С помощью электричества работают электрические приборы.
Электричество может быть опасным.
Электричество бывает добрым, волшебным и не опасным.
Воспитатель: - Мне понравилось, что вы сегодня были активны, хорошо работа-ли. Думаю, что дома вы расскажите своим близким, какие опыты мы сегодня де-лали с вами на занятии.
Занятие окончено.